Страховщиков обяжут оплачивать ремонт автомобиля по ОСАГО полностью
Депутат Ярослав Нилов даже внес соответствующий законопроект в Госдуму. По его словам, страховые компании возмещают не реальный ущерб, а опираясь на положение об учете износа деталей, узлов и агрегатов, выплачивают страховые суммы автовладельцам, которые подчас не могут и на половину компенсировать затраты на проведение восстановительного ремонта.
Проблема учета износа комплектующих при определении размеров страховых выплат - давняя. Уже не раз были попытки скорректировать эту часть страхового законодательства с предложением учитывать новое за старое. Действительно, тут возникает довольно серьезное противоречие. С одной стороны автомобиль надо восстановить, после аварии, с другой стороны сделать это так, чтобы он не стал лучше и дороже, после такого восстановительного ремонта.
В некоторых странах, например, во Франции, развит рынок б/у запчастей. У нас он тоже развит, но не на официальном уровне. Поэтому если вашей машине три года, и Какой-то лихач в нее врезался, то найти крыло трехлетней давности, чтобы не выскочить из бюджета, составленного оценщиком и оплаченного страховщиком - практически не возможно.
Впрочем, зачастую страховщики так считают износ, что даже для годовалой машины десятилетнее крыло будет роскошью.
Кроме того, по мнению депутата, эта проблема получила противоречивое толкование в судебной практике. Верховный Суд Российской Федерации в 2003 году вынес решение о соответствии сложившийся практике гражданскому законодательству, однако в 2007 году Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял решение о полной компенсации реальных расходов на восстановительный ремонт (без учета применения коэффициентов износа деталей, агрегатов и узлов). В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда была уточнена позиция суда относительно обязательности применения принципа полного возмещения вреда при восстановительном ремонте транспортного средства. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации было констатировано, что в отличие от законодательства об ОСАГО Гражданский кодекс Российской Федерации провозглашает принцип полного возмещения вреда. Поэтому этот принцип подлежит применению судом, однако, с исключением в каждом конкретном споре неосновательного значительного улучшения транспортного средства.
Однако в страховом сообществе вновь напомнили о том, что речь идет о возмещении убытков. Если агрегат несколько лет эксплуатировался, он уже не стоит в связи с износом тех денег, за которые покупался. Поэтому компенсация убытков должна быть именно с учетом износа деталей.
Кроме того, страховщики напоминают, что сейчас тарифы и выплаты примерно выверены. Увеличение выплат неизменно приведет к росту тарифов. То есть, любой каприз - за ваши деньги.