Второе чтение законопроекта намечено на 25 января, сообщил "РГ" председатель комитета Сергей Калашников.
Но с этим предложением категорически не согласен председатель международной Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. "В маленьких магазинах вероятность продажи сигарет детям гораздо выше", - критикует он поправку.
В первом чтении скандальный антитабачный законопроект предлагал торговать сигаретами лишь в стационарных объектах площадью не менее 50 кв. м. (сельмагам лимит площади уменьшили до 25 кв. м.). Но поправки ко второму чтению смазали этот строгий запрет: торговлю куревом предлагается разрешить в любых магазинах и павильонах, а если таковых нет, то в поселке, например, допускается даже развозная торговля.
Налоговый кодекс гласит, что павильон - это строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Требований к площади зала закон не устанавливает.
Таким образом, обычный табачный киоск с торговлей через окошко можно превратить в павильон, пристроив к нему небольшой тамбур, чтобы помещались один-два покупателя. Для проведения строительных работ у киоскеров есть достаточно времени. Поправки к законопроекту предусматривают переходный период до 1 июля 2014 года.
Специализированные табачные киоски - не более 10 процентов от всех объектов, в которых продаются сигареты, утверждает президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов. Но "выдергивание" табака из ассортимента больно ударит и по "многопрофильным" ларькам. И далеко не все ларечники смогут спасти свой бизнес с помощью "предбанника". Если в документах написано, что место предоставлено именно под киоск, переделать его в павильон - все равно, что получить разрешение заново, со всей вытекающей бумажной волокитой, говорит эксперт.
Но даже если не оговорено, что место дается именно под киоск, трудности у мелкоформатной торговли все равно будут. "В большинстве регионов есть утвержденный мэрией внешний вид киосков, и никто не даст его поменять", - заключает Максимов.
Тем не менее, отмена табу на продажу сигарет в торговых микроточках существенно ослабляет законопроект, заявил "РГ" Дмитрий Янин. "Из закона уходит запрет на продажу сигарет в палатках, видимо, депутаты посчитали, что сигареты менее опасный товар, чем пиво! Они говорят, что нельзя сокращать точки продаж сигарет, но наши контрольные закупки показали, что именно в маленьких магазинах вероятность продаж табака детям выше", - возмущен он.
По его словам, эксперимент проводился в трех мегаполисах: Екатеринбурге, Москве и Перми. "В 90% случаев дети смогли купить сигареты в киоске, тогда как в большом магазине сделать это было значительно сложнее", - утверждает Янин. И замена киосков на павильоны проблему не решит, уверен он: "Павильон - это по размеру тот же киоск, только со входом".
"Говорили о том, что первоначальная норма была пролоббирована торговыми сетями. Сейчас мы от этого ушли", - прокомментировал "РГ" поправку Калашников. Достигнутый результат он назвал компромиссом, который удовлетворяет и тех, кто против продажи табака во всех подряд точках, и учитывает позицию малого бизнеса и интересы покупателей в сельской местности.
В целом поправки ко второму чтению сделали законопроект более взвешенным, считает Калашников.