14-летний Дима Глазков второй год не ходит в школу. Учителей ему заменяет мама, а классный коллектив - товарищи по "музыкалке" и кружку судомоделирования. Несмотря на как бы "свободный график", рабочий день Димы расписан по минутам. Он не только выполняет все, что положено по школьной программе. "Домашний" восьмиклассник играет на фортепиано, занимается спортом и конструированием, активно участвует в олимпиадах.
- Почему мы сделали выбор в пользу семейного образования? - рассказывает Ирина, мама мальчика. - Не потому, что сын часто болел или конфликтовал с педагогами. Просто Дима - ребенок творческий, у него немного другое мышление, чем у одноклассников. А это нередко вызывало насмешки. К тому же я начала посещать уроки и убедилась, что на многих занятиях время для таких "неординарных учеников" действительно тратится впустую.
И тут необходима ремарка. Ирина Глазкова - дипломированный педагог. Ей удалось составить оптимальное учебное расписание для своего сына и вернуть у него интерес к учебе. Дима впервые получил "четверку" за контрольную по алгебре и наконец-то нормально заговорил на английском. Аттестацию в школе за седьмой класс мальчик прошел успешно. Однако в этом году администрация учебного заведения отказывается заключать с семьей новый договор на внешкольную форму обучения без объяснения причин.
Сегодня в России на дому занимаются более ста тысяч детей. Семейной форме обучения уделяется все больше внимания. Она прописана как в старой, так и в новой версии Закона "Об образовании", который гарантирует родителям право выбора. Однако в Омске, для того чтобы заниматься с ребенком самостоятельно, семье приходится преодолеть немало препятствий.
- Администрация школы всеми путями пыталась отговорить нас от семейной формы обучения и предлагала перевестись на экстернат, - рассказывает мама студентки музыкального училища Александра Гартунг. - Утверждали, что это достаточно сложно, нет нормативной базы, мы не справимся. Но потом дочери все-таки разрешили закончить девятый класс дома.
Вся проблема в том, утверждают родители, что чиновники упорно не желают платить "семейникам" компенсацию за обучение на дому, которая предусмотрена законом. Только поэтому в городе-миллионнике числится всего лишь семь "домашних" учеников. Как сообщили "РГ" в министерстве образования Омской области, средства на реализацию государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
- Норматив ежегодных финансовых затрат на одного учащегося средних классов в регионе составляет 117 тысяч 242 рубля, - говорит Ирина Глазкова. - Однако из этих средств мы не получаем ни копейки.
На протяжении десяти лет городские чиновники не могут определиться, сколько денег из указанной суммы оставлять школе за аттестацию "домашнего" ученика, а сколько выдавать родителям.
- Мой сын Роман окончил на дому пять классов, - говорит омичка Ирина Маркеева. - Мы неоднократно обращались в школу и в департамент с заявлением о получении компенсации, но так и не смогли ничего добиться.
Родителям приходится оборудовать "домашние классы" за свой собственный счет. А покупать нужно многое. От специализированной литературы, карт и энциклопедий до оборудования для лабораторных опытов по физике и химии. Понятно, что родители на "национальном семейном проекте" не экономят. Просто обидно, что положенные им по закону средства оседают в школе, к которой ребенок формально приписан.
- На эти деньги я, например, могла бы пригласить к сыну учителя физики, который разбирается в предмете больше, чем я, - говорит Ирина Глазкова. - Или записать Диму на курсы английского, которые проводят непосредственно носители языка.
На протяжении года Глазкова обращалась с соответствующими запросами во многие инстанции. Право "семейников" на компенсацию признают и уполномоченный по правам ребенка в Омской области, и региональное минобразования, и прокуратура. В ответных письмах Глазковой они сообщают, что позиция департамента противоречит действующему законодательству. Уверяют, что неоднократно информировали чиновников о том, что необходимо немедленно разработать механизм выплаты компенсации при получении ребенком в семье общего образования. Однако воз и ныне там.
- Чтобы доказать свое право на компенсацию, мне пришлось обращаться в суд, - говорит Ирина Глазкова. - Я надеюсь, что в случае положительного вердикта сторонников семейного образования в Омске станет значительно больше. Мы сможем обмениваться опытом и совместно придумывать для наших детей увлекательные и эффективные уроки.
Как сообщили "РГ" в прокуратуре Омской области, в ближайшее время блюстители закона намерены внести представление в мэрию города Омска. Прокуратура требует от чиновников разработать муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок получения образования в семье на территории города и определиться в конец концов с размером компенсации. В противном случае администрацию могут обвинить в бездействии. Ведь по закону любой труд должен быть оплачен. В том числе и родительский.