Социальные сети в ближайшем будущем станут полноценными СМИ

На прошлой неделе, 14 января, в статье "Подъемный экран" мы начали разговор о будущем телевидения. Сегодня в продолжение темы рассказываем о тенденциях и технологиях, которые, возможно, нас ожидают.

Дочь Ирины Родниной - телеведущая Алена Миньковски - до недавнего времени была звездой американского отделения канала Russia Today. В 2012 -м году ее уход с канала вызвал много шума. Что же предпочла Алена Миньковски крупнейшему российскому каналу, вещающему за рубеж? Эксперимент в сфере новостных информационных СМИ, за которым, возможно, стоит будущее и последствия которого телекритики пока еще не анализировали в полной мере. В августе 2012 г. впервые начал вещать в Интернете американский телеканал The Huffington Post Live, содержание которого на 80-90% состоит из материалов не редакционных, но пользовательских. Разветвленная сеть блогеров канала заменила традиционную корреспондентскую сеть информационной телеслужбы, и это был прорыв, потому что "дешевле и быстрее". Руководители других телесетей также находятся в поисках новых форм работы. Вот еще один пример: одна из телеведущих в США - Сара Хилл "перевернула" традиционные новости тем, что приглашала на их обсуждение в прямом эфире свою интернет-аудиторию. Она первой начала соединять телеэфир с пользователями онлайн-форумов. В итоге на локальном канале в штате Миссури у нее более 2 млн "собеседников" - от Пакистана до Австралии. Но наработку нужно развивать - выводить за пределы одного штата....

В США сегодня работает наш соотечественник Кирилл Елизаров, у которого в разработке находится медийная платформа, возможно, способная изменить наше телевизионное будущее.

- В ближайшие пять - семь лет на базе становящихся все более популярными социальных сетей будут рождены СМИ нового типа, - рассказал Кирилл Петрович обозревателю "РГ". - Потому что в социальные сети уже ушла, и еще будет уходить аудитория сегодняшнего телевидения. И те, кто хочет преуспевать в завтрашнем медиабизнесе, сегодня должны следовать за аудиторией и даже опережать ее будущие желания.

Скорее всего, новые информационные СМИ будут созданы и выйдут из недр таких экосистем, как Google, Facebook, Twitter, в России же это могут быть Yandex, Вконтакте, Mail.Ru - именно они через пять - десять лет будут определять масс-медиа пейзаж.

Надо отдать должное, что именно в недрах ВГТРК в 2008/09 годах была рождена концепция, которую мы сегодня реализуем в США: глубокая интеграция социальной и телевизионных сетей. В архитектуре вещательной платформы нашего СМИ, которую мы сейчас строим, задействованы все компоненты: поисковые системы, социальные сети, интернет-вещание онлайн, параллельно с кабельным телевещанием, возможность пользователей в любой момент времени подключиться к видеофорумам...

По сути, и американский Facebook, и российский "ВКонтакте" уже стали самодостаточными СМИ. У них есть и миллионная аудитория, и собственный контент

В 2011 году мы подали две заявки в американский патентный офис, и, благодаря моим бывшим коллегам по ВГТРК, сделали в Москве живую видеопрезентацию как должно выглядеть ТВ вещание на базе социальных сетей. Если помните, в 2011 году Google запустил свою социальную сеть и видеочат Google+ hangouts (где одновременно могут вещать до 10 человек), и часть американских ТВ станций начали экспериментировать, сочетая традиционный эфир и онлайн вещание.

Социальные сети - это прежде всего интерактивность и взаимопонимание, что мы и сделали ключевым принципом нашего проекта: социальной и телевизионной сетей, интегрированных друг в друга. Необходимо, чтобы пользователь-зритель поверил, что действительно влияет на новостной эфир, и тогда он будет приходить туда снова и снова. Соединение эмоций и новостей - это будущее информационного вещания, только так можно будет достучаться до пользователя-зрителя среди моря информации, которую нам поставляют сотни тысяч ТВ и интернет-каналов.

По сути, и американский Facebook, и российский "ВКонтакте" уже стали такими самодостаточными СМИ. У них есть и миллионная аудитория, и собственный контент. Им осталось сконструировать вещательную систему, приемлемую пользователями-зрителями. И решить проблему, как проверить этот контент? Мне кажется, что в рамках предлагаемой платформы мы решили эти вопросы.

Каким же может быть это новое медиа на базе социальных сетей? - уточнила обозреватель "РГ".

Кирилл Елизаров: Все секреты раскрыть пока не могу, но собираюсь привезти новую разработку в Россию и познакомить с ней как сотрудников и учащихся вузов, так и топ-менеджеров телеканалов. В США, кстати, мы сотрудничаем со школами журналистики университетов Флориды и Миссури и учитываем в работе их замечания.

Итак, пользователь социальных сетей однажды проснется и увидит на своей персональной странице "нечто"...

Но я и так вижу у себя на "Фейсбуке" и в Яндексе телесюжеты. Например, новость, нажимаю на ссылку и смотрю сюжет на эту тему.

Кирилл Елизаров: То, что вы сейчас смотрите, это - чужой редакционный контент, влиять на содержимое сюжетов которого вы никак не можете. Сейчас это - одностороннее движение. Мы, как пользователи, читаем с экрана новости без особой возможности обратной связи.

По-вашему лайки и комментарии - это не обратная связь?

Кирилл Елизаров: Например, на сайте CNN специально обученные люди из редакции читают и отбирают для своего эфира только те комментарии, которые им пригодятся в работе. На своей "стене" в Facebook или "ВКонтакте" вы можете написать какой угодно комментарий, но кто его увидит? Ограничен круг ваших знакомых. А функция "лайк" действительно была прорывом, когда Facebook стартовал, но сегодня это вчерашний день. Будущее, скажем так, за "видеолайками" в реальном времени.

Сейчас на телеканалах сидят люди и получают зарплату за то, что делают обзор соцсетей и Интернета, не об этом ли речь?

Кирилл Елизаров: Нет. Сегодня СМИ используют пользовательский контент только для собственных нужд. Весь этот контент отбирают, премодерируют, чистят и красиво "упаковывают" для зрителя и читателя, в соответствии с редакционной политикой. У нас все будет в живом виде. Аудитория сама диктует, что редакция показывает, естественно, в рамках закона. Сравните с существующими сегодня правилами, когда выбор обсуждаемых новостных тем - за редакторами. И функция журналистского коллектива будет другой. Сегодня так: журналист вещает и сообщает аудитории новости. А тут наоборот: люди общаются друг с другом, а функция журналиста - помочь им разговориться и договориться.

То есть вы отдаете телевидение во владение зрителям и пользователям? Но этого же никто не вынесет? Мало ли сумасшедших? Например, люди могут ругаться в эфире, в том числе и нецензурно.

Кирилл Елизаров: Некая премодерация у нас будет, но онлайн - прямо сейчас. Чем больше эмоций (позитивных и негативных) в эфире, тем лучше для рейтингов, правильно? Новости плюс эмоции - только такое будущее у информационного вещания, которое хочет выжить.

А зритель, перед тем как подключиться, получает уведомление примерно следующего содержания: маркировка 18 плюс, и из-за того, что природа канала живая, будьте готовы к разному.

Скажите, но разве интерактивное телевидение не то же самое? Бегущая строка, звонки в студию, например.

Кирилл Елизаров: Интерактива, когда пользователь - зритель видит на экране других пользователей - зрителей и может к ним присоединиться в эфире прямо сейчас, на ТВ еще нет. А звонки в студию существуют еще со времен радиостанций. А вообще в этой сфере сейчас много непонятного: все рапортуют, что "изобрели социальное ТВ", но реально прорывных проектов нет.

А чем же вы отличаетесь от интернет-телевидения?

Кирилл Елизаров: Отличаемся от платформ типа YouTube тем, что там вы можете из уже записанных клипов сконструировать так называемый канал, но при этом не будет никакого интерактива, а будет просто плей-лист из видеоклипов. Отличаемся от любых традиционных телеканалов, которые просто дублируют в Интернете свое спутниковое или кабельное вещание. Отличаемся от сегодняшнего лидера новостного вещания The Huffington Post Live тем, что эта редакция, первоначально заявив широкое вовлечение зрителей в свой эфир, потом испугалась их, и лимитировала круг участников эфира. Они стали стараться быть похожими на CNN или The New York Times, но читатели и зрители понимают, что прежняя модель, когда редакция восседает как на горе Олимп и вещает своей аудитории отобранные неизвестно по какому принципу новости, себя изживает. Предыдущие десятилетия манипулирования общественным мнением привели к тому, что 75% аудитории не доверяют традиционным новостным ресурсам. И где же эти 75% берут новости? В Интернете, в социальных сетях.

Посмотрите на сегодняшний СМИ пейзаж: радиостанции массово уходят вещать в Интернет, телесети, например здесь, в Америке, сильно страдают - у них дефицит бюджета, аудитория падает, а прежняя реклама не закрывает финансовых дыр. И в России телеканалам еще предстоит с этим столкнуться.

Между тем

Тимур Бекмамбетов, совместно со специалистами из Сколково, презентовал в России технологию, согласно которой любой, кто создает текст, сможет тут же его визуализировать - то есть получить анимационное кино на основе написанного. Работает это примерно так: человек пишет строчку, скажем, "девочка идет по дороге", и тут же на экране возникает соответствующее изображение. Такая технология вполне может найти себе место и на телевизионном рынке. На основе текста можно будет создать свою службу новостей, ток-шоу и т. д.

Мнение

Сергей Кузнецов, интернет-эксперт, Генеральный директор Content group, одна из функций которой - продвижение контента в соцсетях:

Среди людей Интернета, к которым я отношусь, можно часто услышать, что телевидение отомрет. Видеоконтент сохранится, и мы его будем получать по Сети. И не обязательно видеоконтент будет транслироваться на носителе, который будет иметь вид компьютера - он может иметь вид большого телеэкрана

или мобильного в кармане. Видеоконтент будет даже на тех носителях, что мы еще сегодня не придумали. Но у телевидения есть одна функция, которой нет у Интернета. Зритель может взаимодействовать с ним в режиме пассивного восприятия. Людям нужна как активность-интерактивность, так и пассивность. Они могут сесть и смотреть на что-то, минимально принимая участие в происходящем - лишь переключаясь с канала на канал и не совершая особого выбора. Мир крайне разнообразен, и может появиться какая-то другая технологическая новинка, работающая по тому же принципу. Но я привожу этот пример, чтобы сказать, что телевизор сегодня, и еще довольно долго будет удерживать свою нишу не за счет того, что именно там можно посмотреть - сериал, шоу, репортаж или живую трансляцию - все это берется в других местах... Но ровно потому, что можно нажать кнопку и перед зрителем что-то будет мелькать и о чем-то ему будет рассказываться.

Сара Хилл стала самой популярной телеведущей в социальных сетях

Обозреватель "РГ" связалась с телеведущей Сарой Хилл (8-й канал, Колумбия, штат Миссури), которая имеет более чем 2 миллиона 300 тысяч подписчиков в социальных сетях:

Почему вы - телеведущая - занялись онлайн-аудиторией?

Сара Хилл: Руководство нашей ТВ станции, которая является частью сети NBC, позволило мне на мой страх и риск внедрять инновации, и в результате я получила взрывной рост онлайн-аудитории - она увеличилась до размеров маленькой страны. После 20 лет работы в новостной телевизионной службе, я осознала, что сегодня каждый человек при помощи цифровых и интернет-технологий сам по себе может стать новостной станцией без каких-либо посредников. Кто-то называет то, что происходит в медиамире, "разрушением", а я называю "медиаизвержением". И это - потрясающая перспектива для традиционных СМИ (ТВ, газеты) возглавить этот процесс, потому что здесь, в США, новостные СМИ уже потеряли монополию на создание и распространение информации.

 И как вы работаете с онлайн-аудиторией?

Сара Хилл: Например, я читаю в своем выпуске новостей сообщение о солдате, убитом в Афганистане, и одновременно слышу в своем "ухе" "Храни Господь его семью"... - это моментальная реакция одного из моих онлайн- и ТВ-зрителей. Я слышу ее в одном из своих двух наушников во время телеэфира. Дело в том, что, помимо одного традиционного наушника, который телеведущие используют во время ведения новостей, чтобы связываться с режиссером эфира, я еще пользуюсь вторым, который соединен с моим видеочатом, где одновременно участвуют 9 онлайн-зрителей. Мне потребовалось около двух недель, чтобы научиться синхронно воспринимать два источника информации из моих наушников и при этом читать новости в эфире. Это обратная связь с аудиторией во время прямого эфира, когда онлайн-участник имеет возможность комментировать информацию из выпуска новостей, а я, в свою очередь, могу донести до моей телеаудитории этот комментарий от онлайн-участника.

Означает ли это, что российские телеведущие могут аналогично общаться со своей аудиторией?

Сара Хилл: Абсолютно. Все, что им надо, это небольшой компьютер, интернет-соединение, аккаунт на YouTube, или Google+, или в Скайп, выдержку и силу воли, чтобы общаться с совершенно незнакомой аудиторией, которая приходит "живьем" из Интернета.