Новости

29.01.2013 00:40
Рубрика: Digital

Откуда ждать сигнал

На рынке цифрового телевидения лидирует кабель
Сегодня в Москве открывается выставка компьютерных и телекоммуникационных технологий CSTB-2013, которая охватывает все актуальные форматы и направления телевизионных и телекоммуникационных технологий. В рамках выставки пройдет международный форум, посвященный проблемам цифрового телевидения, на котором участники рынка обсудят перспективы бизнеса.

Как следует из исследования британской IHS Screen Digest, в 2012 году количество российских домохозяйств, подписанных на услуги HDTV (телевидение высокой четкости, основанное на цифровых технологиях), выросло до 1,46 млн с 0,31 млн годом ранее. В результате Россия заняла по этому показателю восьмое место в Европе (в 2011 г. она была на 15-м). А среди стран Восточной Европы Россия уступила по размеру аудитории подписчиков HDTV только Польше. К концу этого года, прогнозирует IHS Screen Digest, HDTV будут смотреть 4,08 млн российских телезрителей, а к концу 2014 г. - 7,69 млн. Тогда Россия выйдет на первое место в Восточной Европе и на третье по Европе в целом.

На рынке цифрового телевидения пока лидирует кабельное телевидение. "В крупных городах кабельное телевидение выигрывает конкуренцию у всех остальных видов, в том числе и у спутникового", - говорит президент Ассоциации кабельного телевидения Юрий Припачкин. По его словам , переход на эфирную наземную цифру - это государственная задача, которая ставит своей целью в первую очередь обеспечение 100-процентного охвата населения возможностью подключения к эфирному цифровому телевидению. Вопрос заключается в том, сколько людей будет пользоваться этой возможностью и за какие деньги. В связи с отключением аналоговых каналов, которое в 2015 году будет произведено, все должны иметь возможность получить цифровой сигнал из эфира и притом бесплатно, но при этом платить, например, за эксплуатацию своего цифрового декодера.

Главным соперником кабельного телевидения на рынке эксперты считают Интернет. По словам управляющего директора аналитического агентства J Son&Partners Consulting Михаила Шеховцова, российский рынок интернет-телевидения - один из крупнейших в мире по количеству пользователей, больше пользователей только в США и Германии. В то же время с точки зрения выручки отечественный рынок пока невелик - всего $38 млн. Однако он очень быстро растет, и уже в 2016 году его объем может превысить $320 млн.

М. Шеховцов считает, что стремительный рост проникновения интернет-телевидения в России обусловлен быстрым развитием рынка ШПД. По данным J Son&Partners, в 2011 году уровень проникновения ШПД составил 44%, доступом в Интернет пользовались 63 млн россиян, а в 2016 году уровень проникновения достигнет 70%.

Сама стоимость выхода на рынок интернет-телевидения зависит от того, создается ли абсолютно новый полноформатный интернет-канал с оригинальными программами и приобретенными фильмами или предлагаются только отдельные программы для просмотра по запросу зрителя, а также от того, произведены ли эти программы специально для первого показа в Интернете или же они являются вторично использованными, приобретенными у классического вещателя. При этом в любом случае выход на рынок IP-вещания гораздо дешевле, чем на эфирный. В частности, за счет сотрудничества с интернет-провайдерами, причем не обязательно только российскими.

Нужно готовиться к жесткой конкуренции интернет- и классического ТВ за рекламные бюджеты. Рекламодатели пойдут вслед за зрителем и переместятся из классического телевидения в интернет-вещание

Окупаемость каналов интернет-ТВ на сегодняшний момент очень долгая, но это технологии ближайшего будущего, в которые нужно инвестировать. В обозримой перспективе они, безусловно, станут рентабельными. Низкая окупаемость связана с тем, что зритель платит интернет-провайдеру за использованный объем данных или за предоставление линии связи, а не производителю программ или IP-вещателю за их просмотр. Производитель контента целиком зависит от рекламы на странице или от рекламы, которая интегрирована в программу. Конечно, из-за малого числа зрителей доходы от рекламы достаточно малы.

Систему денежных потоков между пользователем, провайдером и производителем рано или поздно придется реформировать, сделав просмотр контента платным. Хотя сегодня собирать деньги у зрителя очень тяжело: российский зритель привык к тому, что просмотр программ в Интернете бесплатен, точно так же, как и в эфирном телевидении. Поэтому интернет-каналы станут главным соперником не для платных нишевых каналов кабельного телевидения, а для эфирных "грандов". Нужно готовиться к жесткой конкуренции интернет- и классического ТВ за рекламные бюджеты. Очевидно, что будет происходить их распыление во все новые СМИ. Рекламодатели пойдут вслед за зрителем и переместятся из классического телевидения в интернет-вещание.

Еще один сегмент цифрового телевидения - спутниковое телевидение. По оценкам ИК "Финам", спутниковое ТВ в России смотрят 17-18% из примерно 19 млн абонентов платного телевидения. Эксперты отмечают, что рост спроса на спутниковое ТВ, наблюдающийся в последнее время, имеет ряд причин. Президент IT-компании LETA Group Александр Чачава говорит, в частности, об усилении конкуренции на этом рынке: "Появились спутниковые дискаунтеры, которые буквально за пару долларов в месяц готовы предложить абонентам десяток платных российских и зарубежных каналов. Кроме того, российские общедоступные каналы через их тарелки можно смотреть вообще бесплатно". Также эксперт объясняет быстрый рост - количественный и качественный - спутниковых операторов тем, что в отличие от кабельных конкурентов они избавлены от огромных затрат на создание и эксплуатацию наземно-подземных физических сетей. "Аренда транспондера на спутнике обходится в Ъ1-4 млн в год, несколько сот тысяч долларов стоит наземное передающее оборудование, - говорит А.Чачава. - За такие деньги кабельный оператор может покрыть разве что один небольшой город. Спутниковый же - половину территории страны".

По словам эксперта, в итоге спутниковое ТВ стало универсальным решением не только для небольших городов и поселков (там человек зачастую поставлен перед выбором - либо иметь спутниковую тарелку, либо обходиться без телевидения вообще), но и для крупных городов.

Начальник отдела развития альтернативного оператора АСВТ Сергей Оленин отмечает, что быстрым внедрением в обиход спутниковое ТВ во многом обязано унификации технологий, которые используются в приемном оборудовании.

Несмотря на то что в последние годы спутниковое ТВ получило значимые позиции на рынке, нельзя назвать "космическое" вещание всепобеждающей технологией, а его операторов - беспроблемно развивающимися компаниями. Несмотря на все очевидные преимущества "спутника", кабельное телевидение и IPTV продолжают смотреть более 80% россиян, подключенных к платному ТВ. Более того, по мнению аналитика ИК "Финнам" Анны Зайцевой, спутниковое ТВ будет постепенно снижать темпы прироста абонентской базы. Причем пессимистичные настроения экспертов обусловлены не столько экономическим кризисом, сколько системными проблемами российского рынка спутниковой связи.

Наиболее серьезная из них - спутниковые операторы не могут передавать столько же каналов, сколько их кабельные конкуренты. Максимум каналов предоставляет сейчас абонентам "Орион Экспресс" - около 50, тогда как отдельные кабельные операторы предлагают до 170 каналов. Причину этого эксперт видит в дефиците частотного ресурса на российских спутниковых платформах.

Ну и, наконец, об эфирном телевидении, которое должно перейти на цифру к 2015 году. Процесс идет, уже многие регионы могут принимать 9 основных телеканалов в цифре. Но это очень дорогое удовольствие, и, как считают многие эксперты, - малоперспективное.

Digital Интернет Общество СМИ и соцсети Digital Технологии