Роман описывает одну из самых сложных ситуаций современной истории - возможную передачу Японии российского острова Итуруп. Как бы анонсировали в Голливуде: события на документальной основе, причем из самого интригующе-взрывоопасного разряда новейшей истории. О том, что чуть ли не произошло, и затем - радикально не изменило мир. Суть: в начале 90-х в Кремле, в окружении президента Ельцина, созрело решение отдать японцам часть островов Южных Курил. Формальный повод: для того, чтобы пополнить разворованную госказну и завершить демократические реформы. Фактически страна тогда была буквально в паре шагов от "повторения Аляски".
Тем не менее история тогда пошла по другому руслу. Буквально за три дня до событий, которые бы изменили современный геополитический расклад, визит Ельцина в Токио был отменен...
- Повторить судьбу Аляски никто вам не даст, - пророчески говорит один из героев романа. Почти решенный сценарий передачи Японии российского острова тогда был сорван. Как и почему? Объясняя ситуацию, автор романа использует не "сливы" наподобии "ВикиЛикса", и даже не рассекреченные секреты мировой закулисы. А понятный и востребованный язык традиционного художественного повествования. Завершение романа оптимистичное.
Полностью проблема не закрыта. В Японии до сих пор верят, что не все потеряно, реванш возможен. Впрочем, роман не для них - он для россиян. Не оскорбляя чувства японцев, читатель - пусть даже на уровне подсознания - не может избавиться от послевкусия. А оно жизнеутверждающее: острова, этот небольшой клочок земли - неотъемлемая часть России. И без вариантов...
Показательная деталь: путь к роману "Итуруп" для участников презентации романа в "РГ" начинался с "Дороги на Хоккайдо". Это название серии работ художника - сахалинца по рождению, мастера по горячей эмали Андрея Авдеева. Его работы были выставлены в холле редакции. Горячая эмаль - живопись, которая прекрасно сохраняет цвета и краски на тысячелетия. А значит - хороший пример вневременных критериев человеческого бытия, а заодно и сугубо прагматичный намек: проблемы, которые нам кажутся неразрешимыми здесь и сейчас, надо просто отложить на пару тысячелетий. А уж потомки и история все рассудят.