Пермский край вошел в федеральную программу ремонта сельских дорог
По информации регионального минсельхоза, в ближайшие годы аналогичные проекты будут реализованы преимущественно в северных и горнозаводских территориях региона.
Финансирование строительства дорог в сельской местности Федеральным дорожным агентством началось в 2011 году. Оно осуществляется в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России". Цель проекта - увеличить количество сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автодорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. Но в 2011 году Пермский край в проекте не участвовал.
Между селами Доег и Пиканово в Юсьвинском районе края оживленное сообщение: люди ездят на работу, ежедневно курсирует школьный автобус, в обоих населенных пунктах функционирует молочное производство. Однако старая грунтовая дорога становится для селян настоящей проблемой, особенно весной и осенью, когда на ней образуются огромные колеи. По данным технической инвентаризации, износ покрытия проезжей части на разных участках четырехкилометровой дороги составляет сегодня от 70 до 90 процентов.
Муниципалитет озадачен необходимостью строительства новой дороги уже не первый год, но даже на скромное покрытие из щебенки средств в местном бюджете не хватает. Решением проблемы могла стать федеральная программа, которая в том числе предполагает строительство проселочных дорог. Но для участия в ней территории необходимо было обосновать проект реконструкции, который мог быть профинансирован из средств федерального бюджета.
- Мы сделали проектно-сметную документацию, которая уже прошла экспертизу на региональном уровне, - пояснил глава администрации Юсьвинского муниципального района Михаил Евсин. - В нашем обосновании проекта отражены все необходимые условия для начала реконструкции проселочной дороги, которые предусматривает федеральная программа. В частности, это численность жителей в сельском населенном пункте (не менее 125 человек), протяженность трассы (не более пяти километ-ров) и наличие развивающегося сельскохозяйственного производства.
По словам главы Юсьвинского района, дорогу построят уже в этом году, а сегодня идет подготовка к проведению конкурса, на котором будет определен подрядчик. Деньги из федерального бюджета на реализацию проекта уже поступили. Всего из этого источника на строительство планируется привлечь 39,9 миллиона рублей.
По информации регионального минсельхоза, сегодня в Пермском крае хуже всего обстоят дела с проселочными дорогами в северных и горнозаводских территориях. А вот в южных районах "крепких" дорог между сельскими населенными пунктами ощутимо больше, поскольку их в свое время для собственных производственных нужд построили нефтяники и газовики. В ближайшие годы с помощью средств федеральной программы планируется построить десятки километров между различными сельскими поселениями.
- Планы у нас в этом направлении большие, огорчает только пассивность муниципалитетов, ведь каждый проект должен быть ими надлежащим образом обоснован, - отметил исполняющий обязанности министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Иван Огородов. - Пока, к сожалению, большой активности в этом направлении мы не видим. Считаю, что в работе над сельскими дорогами важно оперативное межведомственное взаимодействие. С Юсьвинской дорогой мы отработали слаженно: район подготовил проектную документацию и государственную экспертизу, краевой минтранс - заявку в федеральный минтранс. Функция нашего министерства заключалась в том, чтобы предоставить на рассмотрение комиссии экспертное заключение об уровне развития сельскохозяйственного производства в том или ином населенном пункте.
По словам главы регионального минсельхоза, для того, чтобы ускорить процесс строительства сельских дорог в Прикамье, будут привлечены заинтересованные сельхозпроизводители. В частности, им предложат взять на себя экспертизу и проектирование, которые необходимы для обоснования проекта.
В Приволжском федеральном округе в 2013 году проекты в рамках федеральной программы будут реализовываться в 11 регионах, при этом Пермский край по объемам предоставленных федеральных средств на строительство сельских дорог занимает лишь скромное девятое место (39,9 миллиона рублей). Второе место - у Удмуртской республики (405 миллионов рублей), первое - у республики Татарстан (640 миллионов рублей). К слову сказать, Татарстан уже несколько лет лидирует в темпах обновления поселковых грунтовок. Так, в 2012 году дорогами с твердым покрытием общей протяженностью 200 километров соединены 73 сельских населенных пункта. По федеральной целевой программе до 2015 года в республике соединят дорогами с твердым покрытием 245 населенных пунктов с общей протяженностью подъездов 409 километров.
Справка "РГ"
По оценке министерства транспорта Пермского края, в регионе 27 тысяч километров муниципальных автодорог, и в 2012 году 54,3 процента из них не отвечали нормативным требованиям. Причем в сельской местности этот показатель значительно выше. Например, в Большесосновском районе в ненормативном состоянии 100 (!) процентов дорог, в Гремячинском - 96,7, в Соликамске и Верещагинском районе - 96, Горнозаводском - 93,5 процента. Мало того, состояние сельских дорог отдельной строкой вообще не классифицируется, и их состояние еще хуже. Принятая Заксобранием в декабре 2012 года Программа социально-экономического развития Прикамья предполагает, что в 2016 году 61 процент муниципальных дорог будет отвечать нормативным требованиям.