Москвичи боятся потерять сон из-за ночного режима движения грузовиков

До 1 марта, когда вступит в силу ограничение на въезд в пределы МКАД с 6.00 утра до 22.00 вечера для транзитных грузовиков тяжелее 12 тонн, остался месяц. Столичные власти надеются, что это существенно разгрузит дороги, перегруженные транспортом. Но не превратится ли борьба с пробками в ночной кошмар для горожан? В этом разбирался корреспондент "РГ".

Всего по Москве ежедневно передвигается 150 тыс. грузовиков. С 1 марта запрет на движение по городу днем коснется всех, кто тяжелее 12 тонн и едет через столицу транзитом. 1 мая к ним прибавятся еще и все те, кто работает в самой столице - на стройках, доставке продуктов и других товаров, грузов для разных предприятий города. По данным дептранса, "тяжеловесов" от всего числа грузовиков - 24%. 32 тыс. фур смогут ездить только ночью. Пропуска на круглосуточную работу получат, как заявил заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов, только те, кто везет скоропортящиеся продукты и, возможно, почту. Это капля в море.

Между тем, по данным "Мосэкомониторинга", примерно 37,5% жителей столицы и сейчас проживают в "зоне шумового дискомфорта", где дневная норма шума в 55 дБА превышена. Шум от одного грузовика - это в среднем от 77 до 82 дБА в жилой застройке на расстоянии 7,5 м от середины крайней правой полосы автотрассы. Теперь умножим эти децибелы на 150 тысяч...

"Увеличение доли грузового транспорта ночью может привести к росту шумовых характеристик транспортных потоков, - соглашается Полина Захарова, директор "Мосэкомониторинга"". Больше всего, по ее мнению, могут доставить проблем горожанам старые грузовики - они громче всех при движении. Конечно, усиление надзора со стороны инспекторов ГИБДД за соблюдением исправности систем выпуска, а также уровней внешнего шума может несколько улучшить ситуацию. Тем более что с ноября 2012 года подобные ограничения для территории внутри Малого кольца Московской железной дороги уже действуют. "Да и, может быть, введенный запрет спустя какое-то время подвигнет транспортные компании перестроиться на использование малотоннажного транспорта?" - высказывает надежду глава "Мосэкомониторинга".

Разгружать машины по ночам можно лишь, по мнению экспертов, с использованием средств, понижающих шум

Сергей Ковалевский, руководитель отдела по работе с клиентами "Совтрансавто Логистика РУС", иллюзий не питает: "Почти любой груз, доставляемый с производства или оптового склада, экономичнее транспортировать одной 20-тонной машиной, чем, скажем, 13-ю "Газелями". Поэтому вряд ли транспортники кинутся на замену своего парка. Не станет для них стимулом в этом и действующий с 2002 года в Москве закон о тишине, устанавливающий, что с 11 вечера до 7 утра рядом с жилыми домами, больницами шуметь нельзя. Ведь звуков от движения грузовиков в перечне шумов, запрещенных в этот промежуток, нет. Так, может быть, стоит внести в закон поправки, которые защитят сон жителей столицы? "Мы планируем в ближайшее время провести слушания по вопросам грядущих изменений для грузового транспорта в городе, - сказал по этому поводу "РГ" депутат Мосгордумы Степан Орлов. - Конечно же, коснемся и проблемы тишины. Надеюсь, что сможем найти какое-то решение, которое, не отменяя полезных решений по ограничениям для грузового транспорта, в то же время не вышло бы боком для их здоровья".

А что, собственно, для этого можно сделать? Эксперты называют целый комплекс мер. Самое простое и не требующее затрат - прокладывать маршруты фур, насколько это возможно, подальше от жилых домов. Сооружение шумозащитных экранов и остекление шумозащитными стеклопакетам домов, выходящих окнами на магистрали, которые оживятся по ночам, потребует от города уже расходов. Как и использование в ходе реконструкции дорог и строительства новых трасс асфальта, способного понизить уровень шума. Оказывается, есть и такой.

Есть и еще один способ защиты: наведение порядка в разгрузочно-погрузочных работах. Они в Москве сейчас запрещены по ночам. Но если можно будет возить, значит, можно и разгружать? В поисках решения этого возникающего противоречия столичный дептранс разрабатывает сейчас проект поправок в закон о соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время, где предлагается ночную разгрузку-погрузку вблизи жилых домов разрешить, но лишь с использованием понижающих шум средств.

"Существует довольно много приспособлений, способных существенно снизить уровень шума от этих работ, - рассказал "РГ" Дмитрий Беликов, советник заммэра по транспорту. - Это и шумопоглощающие покрытия для брусчатки и асфальта для тихого подъезда грузовых машин. Возможна замена бордюров на более низкие в местах погрузки. Сетчатые передвижные контейнеры, бесшумные дверные замки кабин тягачей, шумопоглощающее покрытие стен, полов и колес, технические средства, снижающие шумы систем автомобиля. Может быть, придется проводить даже специальные тренинги для водителей по их обучению "тихой" погрузке-выгрузке".

Вот только готовы ли к этому предприниматели? Самые крупные московские торговые ретейлерские сети, которым "РГ" попыталась задать этот вопрос, обсуждать его отказались.

Впрочем, транспортники говорят, что в любом случае склады, где разгружаются тяжелые фуры, въезд которым днем будет закрыт, обычно находятся вдалеке от жилых массивов.

По мнению же Игоря Зверева, юриста Общества по защите прав потребителей, внесение поправок в закон о тишине, которые предлагает дептранс, оградит москвичей. "Сейчас закон просто определяет, условно, что "шуметь нельзя". Если появятся указания определенного уровня шума, то доказать нарушение будет проще, чем сейчас. В любом случае для доказательства необходимо собирать доказательную базу - записывать, привлекать свидетелей. Сейчас, по словам юриста, случаи жалоб на шум по ночам единичны среди всего того, на что жалуются потребители".

ОПРОС "РГ"