Насколько вероятно в ближайшее время восстановление дипломатических отношений с Грузией? И правда ли, что Грузия может вернуться в состав СНГ?
Григорий Карасин: Об СНГ говорить рано. Мы не затрагиваем эту тему в переговорах со специальным представителем грузинского премьер-министра Зурабом Абашидзе. Мы обсуждаем возможности для взаимодействия и сотрудничества, которые существуют у двух стран.
Мы сознательно выносим за скобки наиболее острые проблемы, связанные с событиями августа 2008 года. Признаем, что у нас нет дипломатических отношений. Но мы не можем продолжать мириться с ненормальной ситуацией в двухсторонних отношениях.
Намерены развивать торговлю, транспортные связи. К примеру, сделать рейсы из российских городов в Грузию не чартерными, а регулярными. Вчера прошли переговоры о поставках грузинского вина и минеральной воды. Они прошли нормально. Мы продолжим способствовать движению вперед там, где это возможно.
Но забывать об острой внутриполитической борьбе по этим вопросам, развернувшейся в Грузии, нельзя. Политическая группировка президента Михаила Саакашвили открыто называет Россию врагом номер один и призывает забыть о партнерстве. Тем не менее мы продолжаем деликатно искать возможности для сотрудничества.
Сейчас на рассмотрении у президента России находится внешнеполитическая доктрина России. Как человек, который отвечает в министерстве за вопросы СНГ, не могли бы вы рассказать, что нового в ней содержится относительно Содружества Независимых Государств?
Григорий Карасин: В основополагающих российских внешнеполитических документах СНГ всегда уделяется особое место - это исторически сложившийся приоритет для РФ. На протяжении последних 20 с лишним лет проблемам СНГ уделялось приоритетное внимание.
За 21 год содружество стало более зрелым. Независимые государства преодолели период становления. Каждому из наших партнеров по СНГ в 1990-е годы надо было понять свое место, окружающий мир, определить основные краткосрочные и долгосрочные интересы. Теперь мы имеем дело с новой атмосферой, царящей в содружестве.
Мы много обсуждаем вопросы интеграции - главным итогом 2012 года стало реальное продвижение Таможенного союза и Единого экономического пространства. Поставлена сложная, но реальная цель по созданию Евразийского экономического союза к 2015 году. Важно, что от разговоров о будущем Содружества и о трудностях во взаимоотношениях бывших советских республик мы перешли к реальному интеграционному процессу.
Белоруссия, Россия и Казахстан являются лидерами интеграционных процессов, однако интерес к ним проявляют очень многие страны СНГ. Киргизия, Таджикистан и Армения заинтересованы в обсуждении возможностей, которые они могут получить, работая в этой сфере. Но любая интеграция всегда подразумевает решение конкретных вопросов, логистика всегда сопровождается разницей интересов, которую необходимо учитывать. Мы знаем, что позиции не всегда будут совпадать, но результаты Таможенного союза и ЕЭП говорят о том, что нам удалось значительно увеличить товарооборот между тремя странами и снизить безработицу.
Содружеству будет уделено достойное место в новой концепции внешней политики. Интерес к интеграционным процессам на постсоветском пространстве велик, но не всем он по душе. В некоторых заявлениях звучат ноты озабоченности некоей советизацией пространства бывшего СССР. Мы вынуждены реагировать на это и разъяснять нашу позицию: ни о какой работе по воссозданию Союза Советских Социалистических Республик не может идти речи, так как уже сформировались независимые государства и управляющие ими политические элиты.
Мы должны сотрудничать и вместе решать проблемы, но опасности восстановления СССР, о которой любят говорить в западных столицах, не существует - это фантомы, которыми пугают государства, желающие примкнуть к интеграционным процессам.
|
Видео: Виталий Юрчак |