Перед участниками "круглого стола", приглашенными на Охотный Ряд обсудить "технологические аспекты голосования", был поставлен прозрачный ящик с российским гербом (такие избирательные урны уже использовались на 37 процентах участков в прошедшие выборы). И - "коммунисты, вперед!" - эксперимент начался. Задача - опустить в ящик через узкую щель (по закону - от трех до семи миллиметров) бюллетень, представляющий собой бумажную простыню размером 21 см на 197 см, предварительно отметив на ней объект своего предпочтения. "Простыню" можно было складывать любым образом, хоть рулоном, хоть гармошкой, но лучше так, чтобы прозрачные стенки не раскрыли тайну волеизъявления.
Для депутата КПРФ Вадима Соловьева задача оказалась несложной, возможно, еще и потому, что такую технологию голосования отстаивают коммунисты. Он быстро увидел в бюллетене свою партию под цифрой "2" и без особых трудностей, не суетясь, прокручивая сантиметр за сантиметром, опустил "простыню" в урну. Процесс занял всего полминуты. Председатель партии "За женщин России" Галина Хавраева почти пять минут искала название своей партии в бюллетене. И сердито оценила всю процедуру: "Ужасно неудобно и долго". Поэтому представители новых партий отдавали предпочтение новым технологиям голосования.
И все же большинство депутатов Госдумы, наблюдающих за этой деловой игрой, посчитали традиционную технологию с бумажными бюллетенями самой надежной. КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней), по словам либерал-демократа Сергея Иванова, "и дорого, и нечестно, и на руках ничего нет". Если их использовать, то, как полагает Иванов, обязательно должен быть контрольный ручной подсчет хотя бы 10 процентов бюллетеней. И лишь в том случае, если его результаты совпадают с данными КОИБа, считать эти данные реальными.
Испытавший бюллетень в деле Вадим Соловьев заметил, что любое достижение прогресса может быть использовано как в военных, так и в мирных целях. Все эти КОИБы, КЭГи, по словам Соловьева, расширяют возможности для фальсификации итогов голосования. "Мы им не верим", - вынес приговор новым технологиям представитель Компартии. "Справоросс" Александр Агеев был менее категоричен. Он согласился с тем, что электроника может быть подвержена хакерским атакам, в результате которых картина выборов может быть искажена. Однако заметил, что "любое вмешательство имеет след". И нужно изучить зарубежный опыт и придумать меры защиты. Но к сентябрьскому дню голосования с такой задачей не справиться. Поэтому придется пока пользоваться традиционными урнами, естественно - прозрачными. Но у Агеева была другая головная боль - всякие мелкие партии, которые будут пытаться "подмазаться" к избирателям, используя схожесть своих названий с названиями авторитетных политических организаций. И в избирательном бюллетене появится 200 партий. Нужно заняться самим законом, предусмотреть какой-то рубеж, который должны преодолеть партии, прежде чем получить право участвовать в выборах, "чтобы процесс был вменяемым", предложил Агеев, вызвав возмущение представителей новых партий, которые увидели в этом предложении попытку ограничить российскую многопартийность.
Но это уже был вопрос политический. А тема "круглого стола", как было заявлено председателем Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимиром Плигиным, чисто технологическая. Хотя ответы на эти технологические вопросы непростые и, по словам Плигина, "затрагивают реализацию демократических принципов при голосовании".
В бюллетень, который представил для эксперимента в Думу зампред Центризбиркома Леонид Ивлев, была внесена 51 партия. Число чисто условное. По данным Ивлева, на сегодняшний день минюст зарегистрировал 59 партий, из них 34 могут быть допущены к участию в выборах. Но только 27 пока подтверждают свои намерения активными действиями - они участвуют в формировании избирательных кампаний. Тем не менее и в подобной ситуации Ивлев пообещал большие сложности в работе избиркомов - придется ставить большие столы в кабинах для голосования, чтобы на них умещались бюллетени в развернутом виде, потребуется больше избирательных урн, чтобы в них могли поместиться бюллетени всех избирателей. Нужно будет искать под эти участки помещения большей площади, чтобы на них можно было расставить по десятку урн для голосования. Потребуется больше времени, чтобы пересмотреть эти бюллетени и пересчитать голоса. "Поэтому сразу просьба партиям: не надо драматизировать ситуацию. Подвести итоги выборов за час на избирательном участке не получится", - предупредил партийцев Ивлев.