Нефтяники прогнозируют через пять лет дефицит бензина в РФ

Руководители крупнейших нефтяных компаний России обратились к правительству с просьбой снизить нынешнюю заградительную временную пошлину на бензин в размере 90 процентов и вернуть прежнюю ставку в 66 процентов от ставки пошлины на сырую нефть.

Если это не сделать, то в долгосрочной перспективе может образоваться дефицит бензина внутри страны, поскольку инвесторам невыгодно вкладывать средства в развитие новых мощностей, аргументируют нефтяники.

Временная повышенная пошлина была введена в 2011 году на месяц для борьбы с дефицитом топлива. Но затем ее закрепили  в новом налоговом режиме экспорта нефти и нефтепродуктов. Этот режим детально проанализировали эксперты Энергетического центра бизнес-школы Сколково, поддержав своими выкладками доводы практикующих коллег-нефтяников.

Однако, по мнению директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, призывы нефтяников к  снижению пошлин не преследуют увеличения производства бензина более высокого качества, а демонстрируют их стремление больше заработать за счет экспорта темных нефтепродуктов - мазута и дизельного топлива.

Между тем необходимо найти компромиссные механизмы между инвестициями в строительство и модернизацию новых установок и стимулированием производства бензина более высокого качества и его поставок на внутренний рынок.

"Очевидно, государству потребуется ввести штрафы на высокие объемы производства темных нефтепродуктов, если при этом будет идти сокращение объемов производства автобензина", - говорит Правосудов.

В Минфине также не поддерживают каких-либо таможенно-тарифных перемен. Как подсчитали в ведомстве, выпадающие доходы бюджета в случае отмены 90-процентной пошлины до 66 процентной составят более миллиарда долларов в год, а цены на бензин на внутреннем рынке дополнительно вырастут на 2,5 рубля.

Если к этому добавить прогнозы Минэнерго о том, что в этом году бензин и дизтопливо подорожают в среднем на 13-14 процентов, то есть на 3-4 рубля за литр, то разговоры об отмене заградительной пошлины не актуальны. Тем более в свете  уменьшения производства объема автотоплива почти на 2 миллиона тонн в 2013 году.

"Возможно, весной-летом этого года все это придется компенсировать либо топливом из Белоруссии, либо за счет импорта бензина", - предупреждает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

"Отказ от заградительной пошлины возможен только при сбалансированном спросе и предложении на рынке", - говорит он. А его пока нет.