11.02.2013 23:40
    Поделиться

    Эксперт: Ужесточение борьбы с пиратством может породить отток сайтов за рубеж

    Проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях прекращения нарушений интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет", подготовленный министерством культуры, для многих стал неожиданностью и вызвал волну полных негодования комментариев от представителей российской интернет-индустрии.

    Основная претензия заключалась в том, что при разработке проекта закона не было учтено множество нюансов, связанных с реальным применением норм. Например, законопроект гласит, что хостинг-провайдеры будут обязаны удалять или блокировать контент по первому же требованию правообладателя в течение 24 часов плюс еще одни сутки, в течение которых провайдер может известить владельца или администратора интернет-ресурса. При этом "пострадавшему правообладателю" достаточно отправить провайдеру e-mail. Самым абсурдным во всей этой схеме является то, что "правообладатель" не обязан предоставлять провайдеру ни одного доказательства своих прав на контент.

    Перед удалением "неправомерного" контента хостинг-провайдеру или администратору ресурса следует скопировать и сохранить контент. Вместе с данными о разместившем его пользователе контент в обязательном порядке передается правоохранительным органам. Сам пользователь-"правонарушитель" в течение 10 дней может оспорить процедуру блокировки и удаления размещенного им контента. И если правообладатель в течение 30 дней не представит в суд иск, то обвинения в "неправомерности" с контента снимаются. В таком случае контент могут даже вернуть или восстановить, но про извинения или возмещение материальных потерь пользователя в законе ничего не говорится.

    Министерство культуры в документе также предлагает закрепить в Кодексе об административных правонарушениях санкции за игнорирование требований правообладателей. Начиная с 3-5 тысяч рублей для обычных граждан, сумма штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей достигает 30-50 тысяч рублей, а для юридических лиц составляет от 300 до 500 тысяч рублей плюс приостановление деятельности на срок до 90 суток и конфискация технических средств.

    В проекте закона не прописано, каким образом хостинг-провайдер или администратор сайта смогут определять, действительно ли лицо, написавшее им по электронной почте, является правообладателем на какой-либо вид контента на сайте. А ведь именно этот вопрос следует урегулировать, составив максимально подробные инструкции. Иначе мы станем свидетелями появления нового вида преступлений - ложных заявлений, поданных с целью борьбы с конкурентами. А сколько таких заявлений может быть подано из мести или простого хулиганства. Например, в REG.RU постоянно поступают жалобы с требованием удалить или заблокировать какой-либо ресурс. Но подобные процедуры осуществляются только при наличии соответствующего судебного постановления. Теперь представьте, какой хаос начнется в Рунете, когда с помощью простого электронного письма можно будет в течение максимум двух суток удалить не понравившееся вам фото, статью или заблокировать весь сайт.

    Кроме того, возможным последствием принятия законопроекта об ужесточении борьбы с интернет-пиратством в существующем виде может стать отток сайтов за рубеж, к международным провайдерам, которые не будут подчиняться закону вследствие своей юрисдикции. Подобное будет печально, ведь российский рынок хостинга находится на новом этапе развития: закончилась эпоха "дикого" хостинга, игроки рынка консолидируются, расширяется список услуг и тарифов. Но, несмотря на преимущества национального хостинга, добропорядочные пользователи из соображений безопасности предпочтут вкладывать свои средства в развитие экономик других стран, где не будет риска внезапной блокировки сервера или потери данных.

    В минкультуры считают, что законопроект направлен на создание системы, "которая будет функционировать на законных легальных основаниях", и формирование в обществе "правильного отношения к нелегальному контенту". А принятие закона позволит снизить цену на легальную продукцию.

    Сейчас законопроект выставлен на общественное обсуждение. Заинтересованные стороны присылают в министерство свои замечания и предложения, после чего законопроект будет доработан. Если в финальном варианте законопроекта будет действительно учтено экспертное мнение представителей IT-индустрии, то хочется надеяться, что борьба с интернет-пиратством в России будет, наконец, начата с применением эффективных методов. Ведь ситуация на самом деле критическая: еще в 2011 году, по словам экспертов Международного союза по защите интеллектуальной собственности, Россия заняла четвертое место в мире по количеству скачиваний нелегального контента на торрент-ресурсах. Согласно же результатам исследования, проведенного компанией "Интернет Копирайт Менеджмент" (ICM), Россия в 2012 году по количеству пиратских сайтов вырвалась далеко вперед США.

    Принимая во внимание зарубежный опыт борьбы с интернет-пиратством (провал попытки введения SOPA (Stop Online Piracy Act) в США, преследования Кима Доткома и основателей The Pirate Bay, протестные движения против ужесточения наказания за нелегальное скачивание файлов в Японии и др.), мы должны понимать, что введение слишком жестких мер может привести к ряду нежелательных последствий. Это и забастовки крупнейших интернет-ресурсов, и, как говорилось выше, миграция сайтов за границу, и рост уровня недовольства в обществе.

    Чтобы избежать этого, нужно провести тщательный анализ проблемы, нацеленный на разработку комплексных мер развития сети дистрибуции цифрового контента. Только совместными усилиями экспертов из различных областей (как IT и телеком, так и музыкальной и киноиндустрии) можно создать действенный инструмент борьбы с интернет-пиратством, который не будет попутно наносить вред ни в чем не повинным пользователям. Но прежде чем приступать к разработке законопроектов, нужно договориться о целях, доступных методах и стратегическом плане действий, наладить конструктивный диалог между профессионалами, чего пока, к сожалению, не происходит.

    Поделиться