Конечно, главное, что повлияло на решение жюри во главе с прославленным советским пианистом Эмилем Гилельсом, - это музыкальная одаренность Ван Клиберна. Он производил колоссальное впечатление одним своим сценическим обликом - молодой, красивый пианист, целиком погруженный в музыку и завораживающий этим состоянием огромную аудиторию. Однако и этого было бы недостаточно. Ключевое слово оставалось за его игрой, не только виртуозной и предельно эффектной, но и в высшей степени естественной, человечной, живой. Свидетели его выступлений тех лет отмечали изумительную певучесть звука Клиберна, способность пианиста извлекать тончайшие пассажи при самом легком прикосновении к инструменту. За этим филигранным мастерством стояла личность музыканта, прирожденного исполнителя романтической музыки, которая, пожалуй, была наиболее близка его внутреннему миру. Стоит ли говорить о том, что записи Ван Клиберном произведений Грига, Брамса, Рахманинова и других композиторов-романтиков моментально вошли в золотой фонд исполнительского искусства. Но его "визитной карточкой", пожалуй, стало исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. У многих любителей музыки Ван Клиберн ассоциируется с этой музыкой так же неразрывно, как и Эмиль Гилельс, любивший это сочинение и замечательно его исполнявший.
Естественность Клиберна-музыканта, его способность к гипнотическому воздействию на аудиторию музыкальными средствами завораживали не только профессиональных музыкантов или поклонников классической музыки. Свидетель его выступлений в Москве, скрипач Артур Штильман вспоминал, что выступления Ван Клиберна ничего не теряли в телевизионной трансляции, вовлекая в ряды любителей музыки буквально миллионы телезрителей. Даже в киноновелле "Наваждение" Леонида Гайдая можно услышать забавный на первый взгляд диалог героев Александра Демьяненко и Виктора Павлова: "Дуб, конспект есть?" - "Нет, никаких конспектов нет?" - "А что ты слушаешь?" - "Ван Клиберна, иди!". Эта маленькая словесная перепалка не только отражает популярность американского пианиста, но и показывает, что через замечательное исполнение классическая музыка может иметь невероятное воздействие на массовую аудиторию.
И в поздние годы отошедший от активной концертной деятельности Ван Клиберн был желанным гостем в России. Здесь еще со временем первого конкурса П.И. Чайковского его называли на русский манер Ваном Клиберном, а иногда и просто - Ваней. На последний конкурс П.И. Чайковского американский пианист приезжал, уже будучи тяжело больным. С его смертью любители классической музыки потеряли одного из последних романтиков фортепианного исполнительства, которому был чужд "научный подход" к музыке и который будто бы заново сотворял на сцене произведение. Это и была интерпретация в подлинном смысле этого слова.
Последний раз он побывал в Москве в январе 2011 года. Клиберн был тогда председателем жюри пианистов на том же Международном конкурсе имени Чайковского. Победитель получил награду от Клиберна - как эстафету.
Приезд оказался прощальным и - символичным.
Сын инженера-нефтяника из городка Шривпорт в штате Луизиана, первые уроки получил у матери, пианистки Рильдии. С трех лет он обнаружил чудесные способности: не умея читать с листа, сумел повторить на фортепиано мелодию, которую мать разучивала с учеником… Отец сообрудил ему вскоре студию в своем гараже - чтоб сын мог заниматься сколько захочет, в любое время. В 14 лет он уже выступал в крупных американских концертных залах, в 1949-м выступил в Карнеги Холл. Позже, в Джульярдской школе искусств он стал учеником Розины Левиной, выпускницы московской консерватории, познакомился с русской школой игры на фортепиано. Потом был период, когда ему казалось, что удача отвернулась… До 1958 года. До приезда в Москву.
После победы на Конкурсе Чайковского компания RCA Victor выпустила его альбом с записью Первого фортепианного концерта Чайковского, который стал платиновым и был удостоен "Грэмми".
С 1962 года в техасском Форт-Уэрте проводится Конкурс пианистов имени Вана Клиберна. Клиберн концертировал и записывался до середины 1970-х годов…
В августе 2012 года у Клиберна был диагностирован рак кости. 27 февраля он скончался.
Ко всем словам скорби добавим одно: не стало человека, который к нам, к нашей стране, ее истории и достижениям относился с уважением - гораздо большим, чем зачастую мы тут сами. Увы.
Подготовил Игорь Николаев