Новости

6 марта 2013 г.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Опубликован 6 марта 2013 г.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "O безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2004, N 35, ст. 3607; 2011, N 29, ст. 4283; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4590; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4596) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить абзацем девятым следующего содержания:

"зимняя шина - шина, как с установленными шипами противоскольжения, так без них, резина, рисунок протектора и конструкция, которой специально рассчитаны для обеспечения повышенного сцепления с обледенелым или покрытым снегом дорожным покрытием;";

2) в статье 6:

а) пункт 3 дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

"определение даты начала и окончания периода эксплуатации транспортных средств, укомплектованных зимними шинами, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; ",

б) абзацы третий-седьмой считать соответственно абзацами четвертым - восьмым.

3) в статье 19:

а) дополнить новым пунктом 3 следующего содержания:

"3. В случае снижения сцепных качеств дорожного покрытия в связи с появлением на нем снежно-ледяных отложений в результате низкой температуры воздуха, осадков и иных климатических и метеорологических условий транспортные средства могут эксплуатироваться при условии их укомплектования зимними шинами. Дата начала и окончания периода эксплуатации транспортных средств, укомплектованных зимними шинами (далее - эксплуатационный период), на территории субъекта Российской Федерации определяется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из климатических и метеорологических условий. Информация о наступлении и окончании на территории субъекта Российской Федерации эксплуатационного периода размещается в средствах массовой информации, издаваемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в сети "Интернет" и направляется органам государственной власти прилегающих субъектов Российской Федерации.

пункт 3 считать пунктом 4.

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения:

1) в статье 12.5:

а) в абзаце первом части 1 слова "в частях 2-7" заменить словами "в частях 2-8";

б) дополнить частью 8 следующего содержания:

"8. Управление транспортным средством, не укомплектованным зимними шинами, в период, когда укомплектование транспортного средства зимними шинами является обязательным -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.";

2) в статье 23.3:

а) в части 1 слова "частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5" заменить словами "частями 1, 2, 3.1 и 8 статьи 12.5";

б) в части 2:

в пункте 5 слова "частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5" заменить словами "частями 1, 2, 3,1 и 8 статьи 12.5";

в пункте 6 слова "частями 1 и 3.1 статьи 12.5" заменить словами "частями 1, 3.1 и 8 статьи 12.5".

Статья 3

 Пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2004 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2007, N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040, 2012, N 31, ст. 4319), дополнить абзацем в следующей редакции:

"вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством, не укомплектованным зимними шинами, в период, когда укомплектование транспортного средства зимними шинами является обязательным, при условии, что отсутствие зимних шин является причиной (одной из причин) дорожно-транспортного происшествия.".

Статья 4

В целях реализации настоящего Федерального закона Правительству Российской Федерации до 1 сентября 2013 года внести изменения в свои нормативные правовые акты.

Статья 5

Настоящий закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Президент
 Российской Федерации

 

пояснительная записка

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", его задачами являются:
охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), снижения тяжести их последствий.

При этом ни в указанном Федеральном законе, ни в иных нормативных правовых актах не содержится требований об использовании зимних шин в осенне-зимний и весенний периоды времени.

 По мнению некоторых специалистов, управление в зимний период времени автомобилем, на котором установлены летние шины, а тем более имеющие существенный износ, сравнимо с эксплуатацией автомобиля с неисправными тормозной или рулевой системами. Это обусловлено тем, что в зимний период времени коэффициент сцепления с дорогой у летних шин значительно снижается, в результате чего ухудшается управляемость автомобиля и увеличивается тормозной путь, что в свою очередь повышает вероятность наступления ДТП. Данные обстоятельства могут приводить к многокилометровым, многочасовым, а порой и многосуточным заторам, о чем свидетельствуют недавние события на трассе М-10 "Россия", многочисленные пробки в крупных городах, возникающие при резком изменении погодных условий (заморозки после дождя, приводящие к обледенению дорог, снегопады и пр.).

Между тем, в ряде стран Европейского Союза, а также в США и Канаде на законодательном уровне в том или ином виде закреплена обязанность водителей использовать зимние шины в зимний период времени. Законопроектом предлагается установить требование об эксплуатации транспортных средств, укомплектованных зимними шинами в случае снижения сцепных качеств дорожного покрытия в связи с появлением на нем снежно-ледяных отложений в результате низкой температуры воздуха, осадков и иных климатических и метеорологических условий. При этом, учитывая различные климатические и метеорологические условия в субъектах Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право устанавливать даты начала и окончания указанного периода в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Одновременно на органы власти субъектов Российской Федерации возлагается обязанность по распространению информации о начале зимнего сезона.

Кроме того, законопроектом предлагается закрепить на законодательном уровне понятие "зимней шины". Определение, предлагаемое законопроектом основано на определении, содержащемся в ГОСТ Р 52747-2007. Автомобильные транспортные средства. Шипы противоскольжения. Общие технические условия, утвержденном приказом Ростехрегулирования от 10 сентября 2007 года N 238-ст.

Законопроектом также предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за управление транспортным средством, не укомплектованным зимними шинами, в зимний сезон, и в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в части установления дополнительного основания для предъявления регрессного требования страховщиком к лицу, причинившему вред.

При рассмотрении законопроекта возможно установить дифференцированные требования к различным транспортным средствам - легковым, грузовым автомобилям, маршрутным транспортным средствам.

С учетом изложенного, принятие данного законопроекта позволит гармонизировать российское законодательство с законодательством ряда стран, имеющих схожие климатические условия, обеспечит создание дополнительных условий для охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий, а также транспортных задержек, создаст предпосылки для увеличения спроса на продукцию отечественных производителей шин, снижения страховых выплат, безопасного передвижения туристов (в том числе участников и гостей зимних Олимпийских игр в Сочи) - важной составляющей развития международного туризма.

Принятие законопроекта повлечет необходимость внесения изменений в ряд постановлений Правительства Российской Федерации:

1) в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" в части установления дополнительного условия, при котором запрещается эксплуатация транспортного средства;

2) в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" в части установления особенностей применения зимних шин.