12.03.2013 11:41
Рубрика: Дороги

Мост номер один

В Рязани заработал первый в России платный частный путепровод
В Рязани частный инвестор построил мост через железнодорожные пути и теперь берет плату за проезд по нему.

Новый путепровод был пущен в эксплуатацию еще в декабре прошлого года, сначала работал в тестовом режиме, а с первых дней марта перешел в штатный, когда за проезд с водителей начали брать деньги. Этот эксперимент привлекает внимание и инвесторов, и водителей, и властей, желающих получить ответы на многие вопросы. Одних интересует эффективность такого рода вложений, других - возможность решить с помощью частника проблемы пробок и содержания дорог. А главное - как к переезду по мосту за деньги отнесутся жители? К тому же, как сообщил "РГ" генеральный директор компании-инвестора Владимир Сопряков, в дальнейшем такие платные путепроводы через железнодорожные пути будут строить в Московской области.

Платный путепровод в Рязани соединил два микрорайона - Соколовка и Дашково-Песочня. Последний, как пояснили в администрации города, является активно развивающейся территорией с комплексной планировкой. Количество автомобилей здесь будет в перспективе увеличиваться, соответственно строительство путепровода вполне актуально. К тому же - это выезд из Рязани на федеральную трассу М-5 "Москва - Челябинск".

- Ранее дорога между микрорайонами Соколовка и Дашково-Песочня проходила через железнодорожные пути. Переезд часто был закрыт в связи с необходимостью проезда поездов, что провоцировало образование автомобильных пробок, - пояснили чиновники решение отдать частнику кусок муниципальной дороги. - Кроме того, железнодорожный переезд является источником повышенной опасности. Так что с введением платного путепровода, с одной стороны, решается проблема пробок, с другой - повышается безопасность движения.

Пробки на этом переезде и в самом деле были очень утомительными, поскольку пересекать нужно было железнодорожную ветку южного направления с весьма активным движением поездов. По свидетельству водителей, простаивать, порой, приходилось по полтора часа. В среднем же, как показал мониторинг, на проезд здесь тратили по 20 минут.

Срок окупаемости проекта - 10-15 лет. А через 20 компания передаст путепровод в собственность муниципалитета

Инвестор за полгода вложил в строительство путепровода 252 миллиона рублей и теперь берет плату за проезд: 15 рублей - с легковых автомобилей, 30 рублей - с тех, что выше 2,1 метра. Столь нестандартную градацию Владимир Сопряков объяснил тем, что в компании решили таким образом - по высоте машины - делить транспорт на частный и коммерческий, взяв за основу высоту "Соболя". Пока с большегрузов берут столько же, сколько с "Газелей", но со следующего года планируют поднять для них плату на 10 рублей.

Поясняя, откуда взялась цифра в 15 рублей, гендиректор компании отметил, что примерно во столько обойдется двадцатиминутная работа двигателя на холостом ходу в пробке или пятикилометровый объезд по альтернативной дороге. Для общественного транспорта, карет "скорой помощи", полиции, пожарных расчетов, школьных автобусов и аварийных машин проезд бесплатный. Свободно можно ездить и по ночам - с 23 часов до 6 утра.

Срок окупаемости проекта, по оценкам инвестора, - 10-15 лет. А через 20 компания передаст путепровод в собственность муниципалитета. Альтернативная дорога, как это полагается по закону, имеется - по улице Яблочкова. Но сейчас она вызывает ряд нареканий, мол, и ехать далеко получается, и в конечном итоге все равно упираешься в очередной переезд. Рязанские водители недоумевают: почему с открытием платного моста закрыли наземный переезд через железнодорожные пути? В железнодорожном ведомстве это объясняют тем, что затея со строительством путепровода изначально была связана с намерением закрыть эту дорогу.

Другое часто высказываемое опасение: не будет ли пробок при въезде на мост - из-за необходимости тратить время на оплату проезда? Платный путепровод из трех полос длиной 600 метров оборудован автоматами по приему монет (ковшевый терминал, как говорят, применен в нашей стране впервые). Кроме того, имеется терминал для смарт-карт и обычная касса с кассиром. Быстрее всего проходят электронные платежи, но продажу смарт-карт пока лишь планируют организовать в ближайшем супермаркете. Неплохо работают и автоматы, но надо заранее запастись мелочью. Дольше всего оплата происходит в обычной кассе, зато такое обслуживание обывателю более привычно.

В первые дни случались и казусы. Растерявшись, некоторые водители останавливались вдали от терминалов, выходили для оплаты из машины… А пока, едва на переезде образуется очередь длиной в 70 метров, здесь открывают шлагбаумы и пропускают машины бесплатно. Как выяснилось, это делается не только для снятия напряженности - в эти моменты идет "тонкая отладка оборудования".