12.03.2013 10:42
    Поделиться

    Минрегион выделит 13 миллиардов на калининградский автокластер

    Инфраструктуру калининградского автокластера возведут на бюджетные деньги

    Минрегион РФ согласовал выделение 13 миллиардов рублей на развитие инженерной инфраструктуры калининградского автомобильного кластера в рамках федеральной программы "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года".

    Об этом корреспонденту "РГ" рассказал министр по промышленной политике Калининградской области Дмитрий Чемакин. Сейчас поправки в ФЦП должны пройти согласование во всех отраслевых министерствах. Затем программа будет вынесена на рассмотрение в правительство РФ.

    Требуется локализация

    Автомобильный кластер - масштабный проект, который реализуют на территории самого западного российского региона отечественный автопроизводитель "Автотор Холдинг" и ведущий мировой производитель комплектующих для автомобильных производств Magna International Europe AG. Предприятия подписали генеральное соглашение о сотрудничестве в ноябре прошлого года. Предполагается, что кластер объединит шесть полнопрофильных автомобильных заводов различных мировых брендов и не меньше 15 заводов по производству компонентов. Проектная производительность будущего автомобильного гиганта в 2016 году оценивается в 150 тысяч машин. С 2018 года она достигнет 250 тысяч автомобилей в год с выпуском товарной продукции на сумму более 300 миллиардов рублей.

    - Мы начинаем новую индустриализацию Калининградской области и берем на себя очень сложную задачу - к 2018 году добиться 48 процентов локализации производства, - заявил председатель совета директоров "Автотора" Владимир Щербаков. И добавил, что как минимум 70 процентов налогов, которые его предприятие платит в местный и областной бюджеты, в ближайшие три-четыре года должны направляться на развитие поселка Космодемьянского, где развернуты мощности автомобильного холдинга.

    По информации калининградского министерства по промышленной политике, сейчас российская компания ведет переговоры о создании новых совместных предприятий на территории эксклава с шестью мировыми автопроизводителями (среди потенциальных участников проекта - концерны BMW, Hyundai и General Motors). В строительство заводов, покупку оборудования и технологий холдинг планирует вложить порядка 109 миллиардов рублей собственных и кредитных средств. Неудивительно, что в ответ российский производитель автомобилей рассчитывает на масштабную поддержку, в том числе и финансовую, со стороны федеральных и региональных властей.

    Острый вопрос

    - Вопрос бюджетного финансирования проекта по созданию автокластера в Калининградской области стоит сейчас очень остро, - комментирует корреспонденту "Российской газеты" ситуацию руководитель лаборатории исследований корпоративных инновационных систем и заведующая кафедрой финансовых рынков и финансового менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Елена Рогова. - Ведь поддержка этого проекта неизбежно приведет к сокращению других инвестиционных программ в Калининградской области.

    По словам эксперта "РГ", кластер в эксклаве создается совместными усилиями автопроизводителей и производителей автокомпонентов, что является его серьезным преимуществом в сравнении с подобными инициативами, реализуемыми в Санкт-Петербурге и Калужской области. Среди минусов проекта - грядущее насыщение российского автомобильного рынка и необходимость привлечения бюджетных средств.

    - С одной стороны, уже в 2013 году, по прогнозам экспертов, российский рынок легковых автомобилей прекратит рост, - продолжает Елена Рогова. - В прошлом году объем продаж достиг трех миллионов единиц, и это потолок. В будущем эксперты прогнозируют стабилизацию рынка, а в худшем случае - его сужение. Возможно, к 2016 году рост возобновится, но это зависит от мировой конъюнктуры и от цен на нефть. Перспективы экспорта калининградских автомобилей в Европу также связаны с экономической обстановкой в странах Евросоюза. Во всяком случае, автопроизводители и в Санкт-Петербурге, и в Калуге готовятся к сокращению объемов спроса. Петербургский завод Nissan сократил рабочую неделю до четырех дней, о стратегии "осторожного роста" заявляли и участники калужского автокластера.

    С другой стороны, необходимость создания кластера на территории Калининградской области обусловлена так называемой калининградской проблемой-2016. В апреле 2016 года отечественный производитель автомобилей утратит возможность беспошлинно ввозить в эксклав иностранные автокомпоненты в рамках первого закона о Калининградской особой экономической зоне. Поэтому строительство новых предприятий по производству комплектующих в ближайшие годы является для калининградского холдинга одной из наиболее актуальных задач.

    Выполнить обязательства

    Как рассказал корреспонденту "РГ" Дмитрий Чемакин, утвержденные в минрегионе 13 миллиардов рублей будут выделены из федерального и регионального бюджетов на принципах софинансирования. Средства пойдут на укрепление мостов, расширение транспортных развязок, строительство дорог, систем электро- и водоснабжения и других объектов инженерной инфраструктуры в районе поселка Космодемьянского.

    - Вкладывать деньги в собственность инвестора не планируется. Бюджетные инвестиции коснутся только объектов, которые по завершении строительства останутся в собственности региона или муниципалитета, - подчеркнул Дмитрий Чемакин. - Причем государственная поддержка будет жестко синхронизирована с действиями инвестора. Бюджетные средства мы выделим только после того, как автопредприятие приступит к исполнению своих обязательств. И так будет происходить на всех этапах реализации проекта. К примеру, на первой стадии за счет государства планируется строительство электроподстанции, ремонт ряда дорог, укрепление мостовых переходов. А покупать ресурсы инвестор будет уже на рыночных условиях и по рыночной цене.

    По мере расширения производств автомобилестроитель планирует возвести целый жилой район для сотрудников предприятий кластера. Региональные власти в ответ обещают поддержать проекты по строительству в новом автограде детских садов, школ, спортивного комплекса и другой социальной инфраструктуры. Об объеме бюджетных средств, которые потребуются на финансирование этих объектов, говорить пока рано. Однако предварительная договоренность с минрегионом о выделении денег на социальные нужды автокластера существует.

    - Благодаря организации полнопрофильного автомобилестроительного комплекса "Автотор" не только спокойно переживет 2016 год, но и создаст до 10 тысяч новых рабочих мест, - продолжает Дмитрий Чемакин. - Еще до 17 тысяч рабочих мест, как мы надеемся, появится в сопутствующих отраслях. Ведь развитие автокластера повлечет за собой загрузку предприятий транспортного комплекса, металлургической, нефтехимической, химической промышленности и некоторых других производственных сфер. При этом по итогам первого года реализации проекта кластер может перечислить в бюджеты всех уровней до 35 миллиардов рублей. А до 2020 года, согласно бизнес-плану проекта, налоговые отчисления предприятий автокластера могут составить до 450 миллиардов рублей и окупить бюджетные инвестиции.

    Поделиться