13.03.2013 00:20
Рубрика: Дороги

Маршрут, которого нет

Реформа наземного транспорта избавит город от "левых" автобусов
По разным оценкам, в Москве до 30 процентов маршруток - нелегальные. Случись какое ДТП в пути, пострадавшие пассажиры не получат никакой компенсации, потому что билетов на руках нет, а водитель, скорее всего, просто бросит автобус и сбежит. Поэтому сотрудники городского предприятия "Организатор перевозок", отвечающего за контроль на транспорте, регулярно выходят в рейды. В одном из них участвовали корреспонденты "РГ".

Попали на штраф

"Организатор перевозок" получил информацию, что ушлые предприниматели самовольно проложили между станцией метро "Тульская" и ближайшим "Ашаном" 39-й маршрут. Его нет в перечне департамента транспорта. Вставать пришлось рано: нелегалы работают, в основном, в часы пик. Дмитрий Шупляков, начальник 4-го отдела контроля за организацией пассажирских перевозок транспортными предприятиями, велит нашему фотокору не светить фотоаппаратом, а сам незаметно высматривает нарушителя. Действовать надо осторожно: один водитель узнает контролера, тут по "сарафанному радио" разлетится сообщение. Тогда ищи-свищи ветра в поле. Вместе с контролерами в рейде участвуют и сотрудники ГИБДД. Они "Газель" и поймали.

Пассажиры не интересуются: исправна ли машина, трезв ли водитель. Главное - доехать

Водитель Юрий оказался из Самары. Машина у него ржавая, сиденья драные, зеркало разбито. Хозяин автохлама - некий Михаил Агаджанян. Пока оформляли протокол, в маршрутку пытались войти пассажиры. Маршрут популярен - никого не останавливает затрапезный вид. "Откуда я знаю, законная это маршрутка или нет, - кипятится женщина средних лет. - Как их отличить: маршрут есть, деньги собирают". Конечно, в машине должна быть лицензия, а у водителя - билеты и путевой лист с отметками, что шофер трезв и здоров, а транспорт в исправности. Но кто этим интересуется, если главное - доехать? Выходит, сейчас единственный заслон от "левых" маршруток - вот такие рейды. Водителю Юрию, который попался впервые, выписали штраф - 4 тысячи рублей (для юрлиц в отличие от физических штраф - 50 тысяч рублей). На пустой маршрутке он уехал восвояси. Но нет никакой гарантии, что к вечеру не вернется на тот же маршрут. По словам Дмитрия Шуплякова, за повторное нарушение штраф юрлицам в два раза больше, и некоторые не выдерживают такого давления - уходят. Или оформляют в дептрансе разрешение на перевозки.

Бесплатно не поедут

Маршрутов, подобных 39-му, по словам Шуплякова, в Москве десятки. Образуется неподалеку от метро "точка притяжения" - новый торговый центр, предприимчивый гражданин покупает 3-4 убитые "Газели", лепит табличку с номером маршрута и нанимает приезжих водителей "на процент". Как правило, "законного" общественного транспорта на таких маршрутах либо мало, либо совсем нет. В черном списке - станции метро "Теплый стан", от которой рукой подать до "Меги", "Бульвар Дмитрия Донского"... Обычно у ТЦ есть свои автобусы, они возят бесплатно, но нечасто. А "Газели" всегда тут. Бывает, водитель прямо в машине и живет. Штрафы - вещь неприятная, но вряд ли они способны избавить город от левых маршруток. Городские власти видят выход в новой схеме организации пассажирских перевозок по принципу "Один перевозчик - один маршрут". Пока идет эксперимент на 22-м маршруте: ул. 8 Марта - НАМИ. В конце года схема заработает массово. Как она изменит ситуацию? "Маршрут выставляется на торги, и выигравший его перевозчик будет работать по правилам, которые диктует город, - говорит эксперт по наземному транспорту центра "Пробок.нет" Александр Чекмарев. - Все пассажиры ездят по городскому билету: никакого нала. Если водитель требует деньги, значит, нелегал. Да, маршрутная сеть несовершенна, и бреши восполняют как раз нелегалы. Но с внедрением принципа "Один маршрут - один перевозчик" город пересматривает и все маршруты". До конца года защищать пассажиров будут только контролеры. Мы выдержали с ними на морозе около двух часов, поймав еще пару 39-х маршруток.

Никто не гарантирует, что отштрафованный нелегал к вечеру не вернется на маршрут

Кстати

По данным департамента транспорта, за год автобусы (и большие, и маршрутки) участвовали в более чем 800 ДТП. Если у пассажира "Мосгортранса" или "Автолайна" есть шанс отсудить моральный и материальный вред, то с незаконного перевозчика получить компенсацию нереально.