Задача - не допустить "резких движений", которые бы негативно повлияли на поведение населения, настроения рынков. "Но здесь бояться нечего",- говорит первый вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. По его словам, кандидатура на пост главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, адекватна экономическим реалиям. "Огромный плюс в том, что она экономист высокого уровня. Более того, макроэкономист, которая видит общие проблемы экономики", - поясняет Мурычев. Главное - чтобы не было системных сбоев, резкого падения мировых цен на энергоносители, а с остальным можно справиться. "У нас огромные, третьи в мире, международные резервы, подушка безопасности в виде резервных фондов", - приводит он аргументы.
Научный сотрудник Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Мирошниченко тоже настроен на преемственность. "Что не нужно менять в работе ЦБ, это жесткую кредитно-денежную политику", - говорит он.
Такого же мнения придерживается и министр финансов Антон Силуанов. Комментируя выдвижение Набиуллиной , он заявил журналистам : " не стоит ждать какого-то смягчения денежно-кредитной политики ЦБ".
Между тем дискуссия среди экспертов идет живая - вовлекать ли как можно шире Центральный банк в экономику, вливать ли в нее деньги с более низким процентом? Что касается "директивного" снижения ставки рефинасирования, то первый вице-президент РСПП категорический противник такого вмешательства. Прежде всего потому, что в отличие от других стран в России она не стала полноценным экономическим индикатором. При том, что за последние годы ставка снижалась несколько раз, на цене денег это не отражается, цена их, напротив, растет, подчеркивает Мурычев. И это не парадокс, а концептуальный вопрос, включающий в себя и поведение монополистов, и неконтролируемые тарифы, неуверенность в завтрашнем дне собственников и акционеров, то есть деловой климат, и европейские проблемы. По оценке РСПП, сообщил Мурычев, до 400-от российских корпораций сейчас практически не кредитуются в российских банках, а ищут "длинные" деньги на международных рынках . "Это означает, что наши собственные банки не отражают потребностей клиентов", - поясняет эксперт. И одна из задач Центрального банка - мотивировать банки на предоставление кредитов, формировать поддерживаемый ими благоприятный инвестиционный климат и равную конкурентоспособную среду. Кстати, в 2012 году банки получили беспрецедентный финансовый результат - прибыль в триллион рублей. "Деньги в стране есть, но ушли на частичное пополнение капитала банков, развитие инфраструктуры, бонусы акционерам, выплаты менеджменту", - говорит Мурычев.
Вторая проблема и "вечная тема", которую придется продолжать новому главе ЦБ, - совершенствование надзора , то есть расчистка сектора от "карманных" банков и банков-прачечных. А также упор на организацию контроля за крупными системообразующими банками.
Третья проблема связана со строительством в России мегарегулирования. Вся ответственность за формирование общей концепции и создание мегарегулятора финансового рынка - фондового, страхового, микрокредитов, коллекторов - ложится в данном случае на плечи руководителя ЦБ. Решать эту глобальную задачу придется "не как можно быстрее, а как можно лучше", подчеркивает Мирошниченко. При том, что пока ЦБ права законодательной инициативы не имеет, ему потребуется доводить нормы российского финансового рынка до ума. А это законы о банкротстве физлиц, коллекторской деятельности, потребительском кредитовании, о кредитных картах. ЦБ эти инициативы придется усиленно лоббировать, говорит Мирошниченко. И добавляет: "У Набиуллиной уже сложился свой стиль в работе - проводить все административные решения через бизнес-экспертизу. А в деятельности ЦБ обратная связь с бизнес-сообществом очень важна. Она есть и сейчас, но круг экспертов должен расширяться. Причем, не только за счет гос- банкиров. Возможно, этот аспект работы регулятора будет усилен".