Но в чем-то все это зависит от самих пассажиров. Например, не полениться вовремя сообщить о подозрительном предмете или неадекватном поведении водителя, если он пьян или находится под действием наркотиков. Интересно, что реакция опрошенных на появление подозрительных предметов и людей очень сильно разнится, отметил глава Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров.
В большинстве случаев респонденты сообщили бы об этом водителю. Таких - 38 процентов. Меньше тех, кто предпочел бы выйти на следующей остановке, - 12 процентов, но есть и те, кто забрал бы подозрительный сверток домой. Среди способов уведомления без привлечения к себе лишнего внимания респонденты охотнее всего выбирают звонок на бесплатную "горячую линию" (65 процентов). Меньше в два раза тех, кто предпочел бы оставить сообщение на транспортном интернет-портале. Опасения людей при пользовании различными видами транспорта существенно различаются. Так, при перемещении наземным городским транспортом - автобусом, троллейбусом, трамваем - пассажиры, в основном, боятся аварий по техническим причинам (22-26 процента). То же самое можно сказать и о самолетах (26 процентов). При перемещении в маршрутном такси опрошенные опасаются прежде всего аварий по вине водителя (41 процент). А вот при поездках в метро главным страхом является именно угроза теракта (41 процент). При этом граждане оценивают прежде всего заметные им изменения в сфере безопасности, отметил представитель департамента транспортной безопасности и специальных программ минтранса Евгений Ночкин. Но сейчас по Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте ставка делается в первую очередь на незаметные для простого глаза технологии: больше внимания уделяется скрытым техническим средствам обеспечения безопасности, пояснил чиновник. На финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 миллиардов рублей. По статистике, за 2012 год на транспорте при помощи таких систем было задержано около пяти тысяч преступников, находящихся в розыске.
Если говорить об опросе общественного мнения, то подобные социологические исследования очень важны для минтранса, поскольку позволяют получить обратную связь, увидеть репрезентативный срез общественного мнения, сказал "РГ" Евгений Ночкин. И, безусловно, результаты опросов будут учитываться при выработке дальнейших решений в сфере обеспечения безопасности на транспорте.
При этом уже сейчас уровень удовлетворенности населения мерами, которые предпринимаются властью для повышения безопасности на транспорте, за последний год вырос на шесть процентов. Тем не менее полученный результат пока что отстает от целевого показателя программы обеспечения безопасности населения на транспорте более чем на десять процентов. Положительная динамика наблюдается и в изменении уровня информированности населения о действиях в случае совершения акта незаконного вмешательства на транспорте: с 2011 года он увеличился с 41 до 51 процента. Растет и уровень информированности респондентов о действиях в случае возникновения угрозы чрезвычайной ситуации на транспорте (с 35 до 41 процента за год). Однако именно в этом аспекте результат наиболее заметно отстает от целевого показателя почти в два раза.
Наибольший страх перед терактом опрошенные испытывают при пользовании метрополитеном, однако, по сравнению с 2011 годом, таких респондентов стало меньше на шесть процентов. На втором месте, с большим отрывом в два раза - самолет (22 процента), на третьем - поезд и электричка (по 19 процентов). Меньше тех, кто опасается теракта при пользовании пригородными автобусами (6 процентов), наземным городским транспортом (2-4 процента). Опрошенных отмечают, что хотели бы получать больше информации о безопасности на транспорте, и готовы пройти бесплатный короткий тренинг (24 процента). 19 процентов согласны поставить соотвествующие приложения на мобильный или установить игру-квест. Только 14 процентам неинтересна такая информация о безопасности на транспорте.