Картина называется "Мебиус", согласно сценарию Тима Рота зовут Иван Ростовский. Отчество у него - Борисович. Его дом и подъезд к особняку очень похожи на те, где найден мертвым Березовский (как показывали в новостях). Более того, ближе концу развития событий в кадре возникает сам Борис Абрамович. При этом рассказывается, что Великобритания предоставила политическое убежище Ивану Ростовскому, который "утратил положение действующего хозяина Кремля".
Влияние Ивана Ростовского (Тима Рота) в России было столь велико, что он даже назначал директора ФСБ. Роль последнего - Владимира Чернышева исполняет Владимир Меньшов, которому для этой роли практически не пришлось перевоплощаться из образа главы светлых Гесера, столь удачно найденного при съемках "Ночного" и "Дневного дозоров". Кстати, именно в этой роли Меньшов оказался не менее популярным на современном Западе, чем когда-то его фильм "Москва слезам не верит", получивший "Оскара".
Меньшов - не единственный русский артист в картине "Мебиус". Начальника охраны Рожнова - правую руку Ивана Ростовского - блестяще играет Анатолий Горбунов. Максим Виторган - сотрудника спецслужб по фамилии Собчак. (Заметим, фильм снимался еще до свадьбы светской львицы - телеведущей и актера - режиссера). Однако, как известно, бывают конъюнктурные ходы, которые картину портят и низводят до дешевого уровня, но тут - не тот случай. Как, впрочем, и с самим Березовским.
Также роль ФСБшника в картине исполняет Дмитрий Назаров. После успешного телесериала "Кухня", где он играет тоже шефа, только в другом направлении, некоторые далекие от политики зрители могут только ради него купить билет в кино.
Но большинство зрителей, а точнее зрительниц, купит билет на фильм "Мебиус" увы, даже не столько из-за Березовского и Тима Рота, сколько из-за красавца Жана Дюжардена, известного широкой публике по фильму "Артист", где он сыграл главную роль. А тут он играет... тоже одного из начальников ФСБ - Григория Любова (он же по легенде французский журналист Моисей). И если бы все сотрудники ФСБ имели такую внешность, взгляд и манеры, то смею заверить, российские красавицы не стремились бы так сильно замуж за рубеж.
У того, кто писал сценарий (а писал сам режиссер - Эрик Рошан), и того, переводил фильм, с чувством слова все в порядке. И дело тут не в только в Виторгане по фамилии Собчак. Любовь - это практически Любовь, только без мягкого знака, а с твердым окончанием. И неудивительно что любовь разгорается между "настоящим полковником" Любовым и главной героиней фильма - финансовым гением Элис (Сесиль де Франс), которая работает аналитиком в НАТО, но, в сущности, на ЦРУ.
К слову о финансах, вы не поверите, но в этом фильме даже есть свой Кипр, только тут он называется Испанией. Хотя снималось все задолго до сегодняшних коллизий, но с даром предвидения у авторов все оказалось в порядке.
Однако, если вы хотите смотреть фильм про тяжелые трудовые будни Бориса Абрамовича и ему подобных - лучше скачайте фильм "Олигарх" с Владимиром Машковым в главной роли. Или посмотрите фильм-расследование Андрея Кондрашова "Березовский" - немало интересного узнаете. Канал "Россия" уже сообщил о том, что сегодня 24 марта в 21.30 его повторит. Кроме того, Кондрашов собирался работать над продолжением. В интервью обозревателю "РГ" он рассказывал, что отснял гораздо больше материала, чем вошло в картину.
В фильме "Мебиус" - Березовский и Тим Рот - вовсе не главная линия, а всего лишь игра. Приманка для того, чтобы подать настоящую французскую любовную историю с Жаном Дюжарденом и Сесиль де Франс в главных ролях. Но когда в любовной истории еще замешаны Лазурный берег, Монако, финансовые махинации русского олигарха и борьба за влияние мировых спецслужб - какие чувства на этом фоне не обострятся?
Эротические сцены в картине с таким бэкграундом особенно хороши. Но даже их превосходит немое любовное объяснение между главными героями в кафе. Она узнает, что он - агент ФСБ, а он, что она - агент ЦРУ... Штирлиц, который ведет диалог глазами со свой женой в фильме "Семнадцать мгновений весны", отступает на задний план...
Ответ на вопрос "При чем тут Мебиус?" дается минут за 15 до окончания фильма. Когда именно во время вышеописанной сцены в кафе нашему полковнику американцы доходчиво объясняют что такое Лента Мебиуса (он этого не знает - не подготовлен). Так вот - лента Мебиуса - это когда тебе кажется, что ты - на одной стороне, а на самом деле ты - на другой....
Итак, кто на чьей стороне? Что делать, если вы с любимым оказались во враждующих лагерях, да еще и в ситуации, когда все шпионят друг за другом? Кому должен верить могущественный олигарх - хорошенькому финансовому гению или собственному начальнику охраны?
Авторы и дистрибьюторы картины явно не знали, что реальность таким мистическим образом совпадет с выходом фильма и событиями, о которых в нем речь. Что сообщение о смерти Бориса Абрамовича появится 23 марта 2013 года, а 21 марта фильм выйдет в прокат. Но они явно понимали, что интерес к такой фигуре мефистофелевского плана не утихнет никогда.
("Ты удачно выбрала время для знакомства со мной", - говорит Березовский-Ростовский. "Я всегда удачно выбираю время", - отвечает главная героиня). Вот поэтому в фильме почти на каждом шагу обыгрывается все, что касается России и богатых русских. Начиная с бутылки водки в первых и в последних кадрах, или того, например, что русские всех называют Борисами: "Другого Бориса у нас нет".
Способствуют отношению к России и такие диалоги, как: - Со мной вы бы избавились от грязных денег И нажили чистые, - говорит финансовый гений Ростовскому.
- Почему вы думаете, что у меня грязные деньги? Потому что я русский?
- Простите, я неудачно пошутила.
Но сильнее всего способны задеть именно русского зрителя два момента.
Первый - рассказ, который особенно умильно выглядит в исполнении Тима Рота о том, что "история Советского Союза - это борьба за власть между КГБ и Коммунистической партией.
В конце концов КГБ победил, и кто контролирует КГБ, контролирует все".
И второй - когда вертолет с полковником Любовым (Дюжарденом) на борту летит над Лазурным Берегом, приближаясь к яхте, где отдыхает будущий директор ФСБ Черкашин (Меньшов). Все происходит под "Варшавянку", и при звуках "на бой кровавый, святой и правый, марш вперед, рабочий народ" хочется зааплодировать.
Прокат картины в России при всех сюжетных линиях обеспечен.
Эрик Рошан, автор сценария и режиссер:
- Как вам пришло в голову пригласить Тима Рота на роль русского бизнесмена?
А знаете, мне всегда казалось, что Тим похож на русского олигарха Романа Абрамовича. А потом, кто же не хочет поработать с Тимом Ротом? Хотя, конечно, он - не тот актер, кто первым придет на ум при прочтении сценария, но я подумал, что это будет интересный вызов. Так сложилось, что он оказался свободным в это время, и сценарий заинтересовал его.
Тим Рот, актер:
- Как бы Вы описали своего героя?
- Это русский олигарх, выигравший от распада СССР, который очень хорош в ведении бизнеса. По нему тяжело ударил последний финансовый кризис, хотя у него по-прежнему много денег. Мы застаем его в тот момент, когда он попался на удочку женщине, мы видим, что им манипулируют другие люди. Но на самом деле он подлый тип. Я не сочувствую таким коррумпированным бизнесменам, которые контролируют мир.