Да, отказался от руководства своего НИИ фтизиопульмонологии. Но совсем не так давно он без одышки поднимался на 6 этаж сталинского дома на Кутузовском проспекте, где я живу, чтобы подготовить комментарий, статью, обменяться медицинскими новостями. Перельман был постоянным и любимым автором "РГ". Когда приходил в редакцию, многие коллеги "собирались на Перельмана" - он был блистательным, остроумным рассказчиком, собеседником. Столько знал, столько хранила его удивительная память!
Эти слова прощания я назвала "Гражданин доктор". Представляю добрую усмешку Михаила Израилевича - сказал бы: "Ирина! Это плагиат". Плагиат. "Гражданин доктор" - название мудрой, доброй книги, которую написал Перельман. У меня она есть с его дарственной надписью. Книга о медиках, о медицине, о людях, об их судьбах. Потому читают ее не только врачи.
В интернете лишь в полдень появилась эта скорбная весть. Я даже перезвонила Сергею Владимировичу: может ошибка? Не ошибка. Лауреата многих государственных премий, автора почти 30 научных монографий и книг, человека, который признавался, что "отдыхает в командировках", который никогда не отказывал в помощи, который спас огромное количество жизней - он же был доктором, хирургом от Бога - Михаила Израилевича, гражданина доктора больше нет.
Открыла интернет и тут же обнаружила последнюю статью Михаила Израилевича в нашей газете под рубрикой "От первого лица", под названием "Диагноз ставит Перельман". Его фотография во весь рост, а за его спиной машина, на которой - сам за рулем - приехал в редакцию. Чтобы в который раз прочесть готовую к публикации заметку. Кто-то из коллег сказал: "Какой дотошный этот академик!".
Всем бы такую дотошность, заинтересованность во всем, что делал, такое неравнодушие ко всему, что вокруг, такую мудрость и доброту.
Сергей Готье, академик РАМН :
Михаил Израилевич очень хорошо понимал врачей не только в их успехах, но и в неудачах. Мог дать правильный совет, поддержать. Не знаю такого хирурга, который бы не воспользовался его советами. Он - пример для всех нас. Хирургия осиротела".
Лео Бокерия, академик РАН и РАМН: Для меня это огромная личная утрата. Михаил Израилевич был большим моим другом. Он куратор нашего Бакулевского центра по линии РАМН. Его фамилия под номером два в списке членов ученого совета центра. Мы знакомы с 1963 года, когда я начал активно заниматься наукой в студенческом кружке. А Михаил Израилевич курировал нас. Мы бывали вместе в заграничных командировках. Он был известен не только в нашей стране. Буквально неделю назад мы говорили с ним о предстоящих выборах в академию. Я попросил его подписать письмо за одного человека. Михаил Израилевич сказал: "Пусть он со мной свяжется". "А где он вас найдет?" "Если он не знает, где найти Перельмана, значит, ему нечего делать в Академии". А теперь адрес Перельмана без телефона. Адрес Перельмана - история медицины.
Петр Глыбочко, ректор Первого МГМУ имени Сеченова: Ушел выдающийся ученый, прекрасный человек, который так много сделал для борьбы с туберкулезом. Он оставил большое количество учеников.