По данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам февраля увеличились на 2% и составили 210 666 машин.

Такой скромный рост, по мнению экспертов, будет характерен для авторынка в течение всего года: резервов для бурного развития не осталось. Прогноз АЕБ на 2013 год - 2 млн 935 тысяч машин, то есть уровень прошлого года. А если учесть, что в 2012 году рынок рос очень высокими темпами, прогноз для автодилеров неутешительный. Немного более уверенно будут себя чувствовать продавцы автомобилей иностранных марок.

"В 2012 году продажи иностранных автомобилей выросли на 18%, что является рекордом за всю историю наблюдений, - отмечает Алексей Терещенко, директор отделения стратегического развития автомобильного холдинга "Атлант-М". - Превышен уровень докризисного 2008 года, что еще пару лет назад казалось очень затруднительным. Надо отметить, что динамика рынка в течение года постепенно замедлялась. И эти плюс 18 процентов сложились из достаточно хорошего роста в начале года, его замедлении во втором и третьем кварталах. А в четвертом квартале рынок оказался всего на 3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Продажи иномарок за январь-февраль выросли на 4% к аналогичному периоду прошлого года, это можно считать неплохим результатом".

А вот отечественные автомобили теряют позиции. По итогам прошлого года рост продаж снизился на 7%. В этом году ситуация не улучшится, считают эксперты. "В прошлом году продажи отечественных машин росли не так уверенно. Поэтому их рыночная доля снижалась, а сегмент зарубежных брендов, наоборот, увеличивался, - объясняет Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства "Автостат". - К тому же модельный ряд АвтоВАЗа, являющегося основным отечественным игроком на рынке, проходит через обновление, что тоже не способствует резкому росту продаж. Производители иномарок, в свою очередь, довольно быстро выводят на рынок новые модели. Поэтому в ближайшие пару лет доля отечественных машин будет сокращаться".

Понятно, что место непроданных отечественных автомобилей на российских дорогах займут импортные. "Мы предполагаем, что рынок иномарок в 2013 году вырастет примерно на 6%, частично это произойдет за счет снижения продаж отечественных брендов, - говорит Алексей Терещенко. - Если посмотреть на перспективу 2014 и 2015 годов, складывается впечатление, что рынок приближается к точке насыщения. Еще есть небольшой резерв за счет введения новых моделей сборки в РФ и перераспределения рынка между отечественными и иностранными автомобилями. Но в целом уровень в 2,5 млн иномарок вполне адекватен спросу".

О насыщении рынка говорит и Азат Тимерханов. "Доходы населения растут очень медленно, доля кредитных продаж стабилизировалась. К тому же стимулирующих программ со стороны правительства РФ сейчас нет, а основным драйвером рынка пока выступают различные акции со стороны автопроизводителей и дилеров (скидки, бонусы, подарки и т.п.)", - резюмирует он.