Напомним, эта трагедия произошла год назад - утром 2 апреля 2012 года в районе деревни Горьковка Тюменской области. Пассажирский самолет рухнул примерно в 3-5 километрах от взлетно-посадочной полосы.
Уголовное дело было возбуждено в тот же день по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
В тот несчастливый апрельский день на борту воздушного судна, выполнявшего рейс Тюмень–Сургут, было 39 пассажиров и 4 члена экипажа.
Как рассказал корреспонденту "РГ" официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, по данным следствия, самолет при наборе высоты уклонился влево от курса на 150 градусов "и, выполняя с развитием левого крена вынужденную посадку, задел левым двигателем поверхность земли, после чего развалился на части". В результате 33 человека погибли, 10 выжившим были причинены телесные повреждения различной степени тяжести. Некоторые остались инвалидами на всю жизнь.
По одной из версий следствия, причиной катастрофы стало невыполнение подрядной организацией ООО "ЮТэйр-Техник" необходимых манипуляций. Проще говоря, эта фирма в соответствии с правилами эксплуатации воздушного судна не сделала так необходимую процедуру по защите самолета от наземного обледенения.
При температуре от 1 до -2 градусов и выпадении осадков самолет простоял всю ночь на открытом воздухе. Ну и в результате просто покрылся ледовой коркой. Утром сотрудники фирмы "ЮТэйр-Техник" не осмотрели самолет и выпустили его в рейс с явными признаками обледенения.
Маркин говорит, что ответственность за это лежит в первую очередь на командире. Он в нарушение требований руководства по производству полетов должен был осмотреть самолет и принять решение - лететь или не лететь. И это прямая обязанность командира воздушного судна.
В Следственном комитете заверяют, что в ходе расследования будет дана юридическая оценка действиям сотрудников Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта. Именно в обязанности этой организации входит контроль за соответствием требованиям Федеральных авиационных правил к персоналу, который занимается техническим обслуживанием воздушных судов.
Корреспондент "РГ" поинтересовался, а почему так долго идет следствие? Если судить по отчету СКР, уже понятно, кто виновен в гибели людей. В Следственном комитет так ответили на этот вопрос.
– Сейчас по этому делу проводится комплексная судебная авиационно-техническая экспертиза, в основу заключения которой будет положено научно обоснованное решение Межгосударственного авиационного комитета. Дело в том, что собственником самолета АТR-72 являются Бермуды. Производителем - Франция. Ну а эксплуатантом - Российская Федерация.
Из-за таких разных точек на карте заключение МАК в настоящее время проходит процедуру трехстороннего согласования. По результатам судебной экспертизы и решению МАК виновные лица будут привлечены к уголовной ответственности.