09.04.2013 09:20
    Поделиться

    Эксперты: В регионах ЦФО торговать выгоднее, чем производить

    В областных центрах ЦФО торговать по-прежнему выгоднее, чем производить
    В Орле обеспеченность горожан торговыми площадями вдвое превысила норматив, в Брянске - на четверть. При этом здесь ожидают появления новых гигантских комплексов. Власти рассматривают их как источник налоговых поступлений и дополнительных рабочих мест, но экономисты полагают, что рост сектора торговли вскоре упрется в естественный предел, который зависит от платежеспособности населения.

    Ниши для маленьких

    В мэрии Орла отмечают, что превышение нормативных показателей неудивительно - уже много лет торговля является самой динамично развивающейся отраслью муниципальной экономики. Только в прошлом году частные инвесторы вложили в нее без малого 3,7 миллиарда рублей - чуть менее годового бюджета города. Сейчас в этом секторе заняты около 24 тысяч человек, в прошлом году торговцы создали почти 1,2 тысячи рабочих мест. По уровню зарплаты отрасль тоже в лидерах - в среднем здесь зарабатывают по 16,5 тысячи рублей в месяц.

    По словам начальника управления экономики, потребительского рынка и трудовых отношений Валентины Тишиной, структура отрасли постепенно меняется. Если 10-15 лет назад бал правили мелкие лавочники, то сейчас налицо явное укрупнение. Рынок все активнее завоевывают сетевые компании, причем конкуренция среди них обостряется. Специалисты связывают это с интересом, который проявили к Орлу ретейлеры федерального масштаба.

    Несколько лет назад местный рынок начали завоевывать крупные сетевики из Курска, а с прошлого года сюда пришли и столичные компании. В мэрии подсчитали, что в Орле работают 511 магазинов, входящие в состав 78 сетевых компаний. Из них 40 - крупные торговые комплексы. Их количество будет расти, тем более что один из столичных инвесторов обещает в ближайшее время построить в Орле крупный распределительный центр. Предполагается, что товары из него будут доставлять и в соседние регионы.

    - Сетевые игроки открывают магазины различных форматов, ориентированные на разные потребительские группы, - пояснила Валентина Тишина. - При этом надо отметить, что они решили существовавшую когда-то проблему обеспечения населения товарами широкого ассортимента по доступным ценам. Большой популярностью, например, пользуются сетевые магазины "шаговой доступности" - их с каждым годом все больше.

    Экспансия оказалась губительна для владельцев небольших торговых точек. Если на окраинах они пока выживают, то в центре для них все меньше места. По статистике, в прошлом году, не выдержав конкуренции, в Орле закрылись 166 магазинов - в основном, торговавших непродовольственными товарами. Специалисты говорят, что сетевики выигрывают конкуренцию не столько за счет ассортимента, сколько за счет цен. Ведь чем выше товарооборот, тем ниже можно держать цены. Понятно, что в этом небольшие магазины не способны состязаться с сетевыми и им приходится искать новые ниши. В городе появляется все больше лавок, где торгуют сувенирами местных умельцев. Открываются и специализированные магазины, например, по продаже меда и пива с собственных небольших пивоварен и частных пасек.

    Признаки оптимизма

    В орловской мэрии подсчитали, что ассортимент продуктов питания в магазинах превышает 15 тысяч наименований, промышленных товаров - около 28 тысяч. При этом общая торговая площадь в стационарных магазинах за год увеличилась с 291,1 до 340,3 тысячи квадратных метров.

    - Обеспеченность населения торговыми площадями заметно выросла, - говорит Валентина Тишина. - Два года назад правительство области утвердило норматив такой обеспеченности - 541,92 квадратных метра на тысячу жителей. Реально этот показатель у нас составляет 1066 метров.

    По ее словам, к началу 2013 года соотношение между группами товаров сложилось такое: доля торговли продуктами питания составила 32,4 процента, непродовольственными товарами - 67,6. Для сравнения: в 2009-м было 40 на 60 в пользу второй группы. Динамику специалисты объясняют повышением спроса на так называемые товары длительного пользования - сложную бытовую технику и автомобили.

    - Несмотря на происходящую трансформацию, потребительский рынок остается одной из самых привлекательных отраслей для малого бизнеса, - считает Валентина Тишина. - Тем более что постепенно восстанавливается спрос на товары деликатесной группы и дорогостоящие продукты питания.

    Анализируя ситуацию, городские власти при помощи ученых из местного госуниверситета провели опрос предпринимателей. И выяснилось, что из 400 с лишним респондентов большинство занимаются оптовой и розничной торговлей. Такое соотношение характерно и для страны в целом.

    - Текущее финансовое положение предприниматели оценили сдержанно, - говорит замначальника городского управления экономики, потребительского рынка и трудовых отношений Людмила Полунина. - Свыше 66 процентов назвали его хорошим, 20 процентов - плохим. Около 57 процентов опрошенных с оптимизмом оценили развитие своего бизнеса, 23 - отметили его стабилизацию. Остальные предполагают, что их финансовая устойчивость снизится.

    Экспансия сетевых магазинов оказалась губительна для владельцев небольших тоговых точек

    В ходе опроса респонденты не упустили возможность рассказать о проблемах. Согласно их общему мнению, развитие предпринимательства, в том числе в сфере торговли, по-прежнему тормозят высокие налоги и административные барьеры.

    Киоскам не место

    При этом масштабы нестационарной мелкорозничной торговли с каждым годом сокращаются. В мэрии пока не подводили промежуточные итоги этого года, но убеждены, что по владельцам ларьков больно ударил введенный с января запрет на продажу пива в таких торговых точках. У многих эта статья дохода была основной. Поработав по инерции пару месяцев, ларьки стали закрываться.

    Впрочем, специалисты говорят, что на общей ситуации это не отразится, так как и в этой подотрасли меняется структура. Все больше открывается павильонов, по сути представляющих собой мини-магазины, и закусочных, тех же "ролл-баров". А продуктовые киоски постепенно уходят в прошлое. Всего в Орле около 560 нестационарных торговых точек, работают в них примерно 1300 человек.

    - Нестационарная торговля в структуре потребительского рынка занимает незначительное место, - говорит Валентина Тишина. - Например, в 2009 году доля этого сегмента в общем товарообороте составляла 14,4 процента, в 2010-м - 12,2, в 2011-м - 11, а в прошлом году - всего 7,9 процента.

    По ее словам, прошлым летом было принято "Положение об организации работы объектов мелкорозничной сети". Согласно этому документу, муниципальные власти теперь разрабатывают схемы размещения киосков, павильонов, палаток.

    - При этом учитываются нормативная и фактическая обеспеченность горожан торговыми площадями в стационарных объектах, - объяснила Валентина Тишина. - Предлагается оставить объекты по продаже печатных изданий и оказанию бытовых услуг. Останутся также павильоны сельхозпредприятий и предприятий перерабатывающей промышленности, продающих собственную продукцию.

    Что до остальных, то власти предлагают им перебраться под крыши рынков и торговых комплексов.

    Растут без остановки

    При нормативе 453 квадратных метра торговых площадей на тысячу жителей Брянск уже преодолел планку в 662 метра. О переизбытке магазинов и гипермаркетов чиновники областного правительства сообщили на специальном совещании. Сейчас в Брянской области насчитывается уже 7148 магазинов, которые совокупно наполняют казну на десятую часть - за год перечислили свыше четырех миллиардов рублей налогов. Объем продаж превысил 153 миллиарда - то есть вырос за 12 месяцев более чем на семь процентов. При этом на долю областных и крупных российских торговых сетей приходится пятая часть общего оборота розничной торговли и 27 процентов - оборота пищевых продуктов.

    В прошлом году областная власть утвердила стратегию развития торговли. Она проста - будут строиться новые магазины. Только за минувший год открыто 315 предприятий торговли, при этом лишь 46 - в сельской местности. Жители даже отдаленных районов теперь все чаще приезжают по выходным в крупные городские гипермаркеты. При этом 1258 брянских деревень вообще не имеют даже захудалых палаток. То есть почти 31 тысяча человек либо ждут передвижные автолавки, либо просят привезти продукты родственников.

    Торгово-развлекательный уклон экономики города уже в ближайшие пару лет дойдет до естественного предела

    В то же время Брянск пополняется все новыми торгово-развлекательными комплексами. На днях о начале строительства еще одного объявил встречавшийся с губернатором Николаем Дениным владелец крупной сети подобных заведений. Вложения предпринимателя исчисляются миллиардами, и его не смущает, что конкуренты застраивают в городе еще несколько огромных участков, куда тоже будут зазывать товарами и развлечениями. В правительстве области похвалились: за прошлый год торговля создала полторы тысячи рабочих мест.

    До предела

    Николай Денин заочно спорит с критиками непроизводственной экономики, доказывая, что она не только спекулирует или оказывает услуги, и напоминает об устойчивом экономическом подъеме:

    - Промышленное производство за год выросло на 17,5 процента - это один из лучших показателей в ЦФО. Наша продукция становится все более востребованной не только на российском рынке. Обрабатывающие производства выросли и вовсе на 21,5 процента. В структуре оборота розничной торговли доля продовольственных товаров снизилась на два с половиной процента. Это означает, что прибавилось людей, которые думают не только о хлебе насущном, но и о перспективных покупках.

    - Понятно, что людей уже начинают раздражать огромные и пышные торговые заведения, - рассуждает брянский экономист Михаил Никонов. - Значит ли это, что сам по себе переизбыток торговых площадей вреден? Конечно, нет. Но это симптом если не болезни, то уж точно искаженности экономических стимулов и налоговой политики. Торговать по-прежнему выгоднее, чем производить. У меня есть несколько знакомых предпринимателей, которые даже из небольших магазинов выжимают по миллиону рублей прибыли в месяц. Попробуйте достичь тех же результатов в промышленности. Как бы ни убеждали власти в росте реального сектора экономики, пока он заметен лишь на селе, но и от него область еще не получила отдачи. С экономикой города Брянска и вовсе беда. Его бюджет не позволил в этом году даже очищать дороги и дворы от снега.

    По мнению Михаила Никонова, торгово-развлекательный уклон экономики Брянска уже в ближайшие пару лет дойдет до естественного предела. Увеличение доходов населения отстает от прироста торговых площадей, от пополнения списка кафе, кинотеатров и различных салонов. По всей видимости, эта же тенденция верна и в отношении Орла.

    Поделиться