16.04.2013 23:43
    Поделиться

    Инновационные кластеры становятся точками экономического развития регионов

    Развитие инновационных кластеров признано наиболее перспективным направлением концентрации усилий государства, бизнеса, науки и образования в российских регионах.

    Несмотря на то что с момента подписания правительственного постановления, утвердившего перечень кластеров, прошло всего полгода, их начали создавать гораздо раньше. Так что о некоторых результатах этой работы можно говорить уже сейчас.

    Бизнес идет в вуз

    В Воронежской области первые кластеры возникли на базе связанных кооперацией предприятий и профильных учебных заведений с прицелом на получение крупных заказов и господдержки. В 2012 году объем продукции, произведенной в регионе в рамках кластеров по аутсорсингу и субконтрактации, увеличился на 200 с лишним миллионов рублей. "Специалисты минэкономразвития отметили успехи нашего нефтегазового кластера и в прошлом году внесли его в число 30 объединений, с которыми рекомендовано работать крупным компаниям с госучастием: "Росатому", "Газпрому" или "Роснефти", - отметил замдиректора Центра кластерного развития области Павел Ковалев. - А на другой кластерный проект - центр технологической компетенции "Литье" для малых и средних предприятий, открытый в поселке Панино, - министерство выделило 28 миллионов рублей".

    Один из особенно эффективно работающих местных кластеров - самолетостроительный - оформился вокруг авиазавода (ВАСО). "Членство в кластере авиастроения позволяет получать для совместных НИОКР более весомое финансирование, а значит, добиваться лучших результатов, - подчеркнул завкафедрой самолетостроения техуниверситета Владимир Корольков. - В декабре 2012 года закончилась реализация проекта по созданию высокотехнологичных производств на ВАСО. Мы запустили на заводе научно-внедренческие лаборатории по композиционным материалам, специальным авиационным и информационным технологиям. При нашей кафедре действует малое инновационное предприятие "Авиапроект", оно выиграло грант на моделирование обтекателей несимметричной формы - в мире такого не умеют".

    В IT-кластере рассчитывают выйти на новый уровень с открытием бизнес-инкубатора ВГУ, в строительство которого инвестирует как бюджет, так и стратегические партнеры - Siemens, Intel и Microsoft. Впрочем, и сегодня в университете есть шесть образовательных центров крупных IT-компаний, а также школа компьютерной анимации. Студенты набивают руку на хозрасчетных разработках для зарубежных фирм.

    Сотрудничество с учебными заведениями наладил и воронежский кластер "Сименс", образованный с нуля. Готовясь к запуску завода под Воронежем, ООО "Сименс Трансформаторы" вложило средства не только в оснащение цехов, но и в целевую подготовку молодых рабочих. Два года назад при поддержке компании в Воронежском техникуме строительных технологий (на тот момент - энергетический техникум) разработали учебный план для курса по программе "Сборщик трансформаторов". "Заказчик помог купить оборудование и инструменты, организовал стажировку для преподавателей и мастеров производственного обучения, - сообщила куратор программы в техникуме Елена Халина. - Мы отобрали 15 студентов третьего и четвертого курсов, и они целый год параллельно с занятиями по базовой специальности посещали дополнительные. Причем "Сименс" выплачивал им весомую стипендию, а преподавателям - прибавку к зарплате. Практика проходила на трансформаторном заводе (у некоторых - и на предприятиях "Сименс" в Германии). По окончании курса студенты защитили проекты по профильной тематике, сдали экзамен и были приняты в штат".

    Аналогичная программа действует и в 2013 году. Четверокурсникам разрешают совмещать учебу с работой в ООО "Сименс Трансформаторы". Как рассказал один из них, Вячеслав Кагилев, трудятся ребята по полной, восемь часов в сутки, но раз в неделю имеют право на отгул: "На заводе время расписано четко: работа, перерывы, обед. Когда дело нравится, к дисциплине быстро привыкаешь. Приобрести навыки помогают наставники", - говорит он.

    У тех, кто поступает на эту программу, желание освоить новую специальность очень сильное. "Да, ты занят с восьми утра до восьми вечера. Но зато точно знаешь, что и почему учить, - добавил выпускник 2012 года Вячеслав Токарев, ныне намотчик катушек трансформаторов. - У нас был спецкурс по английскому: при работе с европейским оборудованием знание языка требуется постоянно. Да и с немцами, приезжающими на завод, надо общаться".

    Завод по выпуску силовых трансформаторов для нужд Единой национальной электросети России и промышленных объектов - ядро энергетического кластера "Сименс" в Воронежской области. Поэтому сотрудничество с техникумом для обучения и повышения квалификации рабочих обещает быть долгим.

    Попасть в десятку

    Свердловская область до 2020 года намерена создать порядка 700 высокопроизводительных рабочих мест. С этой целью регион формирует 10 кластеров научно-производственного типа. "Наша задача - максимально отойти от сырьевой модели экономики, поэтому нужно делать ставку на инвесторов, заинтересованных в сложных, высокотехнологичных производствах, - говорит Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области. - Мы уже почувствовали эффективность этого подхода, работая с компаниями Боинг, "Сименс", Омия (OMYA), Sаint-Gоbаin и другими. Согласно стратегии инновационного развития региона до 2020 года, доля инновационной продукции в общем объеме экспорта должна вырасти с 23,3 до 40 процентов".

    Один из ключевых в регионе - кластер железнодорожного машиностроения, где "якорями" являются ООО "Уральские локомотивы" и НПК "Уралвагонзавод". УВЗ, в частности, наращивает выпуск вагонных тележек с усиленной рамой и вагонов с улучшенными техническими характеристиками, которые позволяют снизить нагрузку на инфраструктуру. При содействии немецких партнеров корпорация планирует внедрять интегрированный набор программных продуктов для управления жизненным циклом изделий (PLM), что обеспечит сквозную управляемость и контролируемость бизнес-процессов.

    "Уральские локомотивы", совместное предприятие "Сименс" и "Группы Синара", спустя три года после создания вышло на проектную мощность. Таких результатов удалось достичь за счет улучшения организации производства, расширения парка высокотехнологичного оборудования и ввода в эксплуатацию второй поточной механизированной сборочной линии.

    Наиболее известные проекты предприятия - производство локомотивов "Гранит" и электропоездов нового поколения "Desiro RUS". Так, 60 процентов инженерных решений, использованных при разработке "Гранита", можно назвать инновационными. При стандартных весовых параметрах локомотив способен водить поезда длиной более 100 вагонов и перевозить до 9000 тонн груза - на 40-50 процентов больше, чем электровозы, которые используются сейчас.

    В апреле на предприятии будет сдан в эксплуатацию комплекс по производству скоростных электропоездов, которые в России получили название "Ласточка". Этот поезд оборудован высокими и низкими платформами, усовершенствованной системой пассивной безопасности, потребляет на 30 процентов меньше электроэнергии и способен эксплуатироваться в реалиях нашей погоды. Максимальная скорость 160 километров в час.

    До этого момента "Desiro RUS" собирали в Германии, но с 2013 года начнется поэтапная локализация в России. "Уральские локомотивы" займутся также заказом на 1200 поездов Desiro RUS, где планируется достичь 80% локализации к 2020 году.

    По словам старшего вице-президента РЖД Валентина Гапановича, в России при содействии иностранных инвесторов организованы уникальные производства железнодорожной техники и узлов с высоким уровнем локализации. Проекты, реализуемые в Брянске, Ростове, Воронеже, Новочеркасске, Верхней Пышме, дают синергетический эффект - вынуждают комплектаторов заниматься модернизацией и вносят серьезный вклад в экономику регионов. На тех же "Уральских локомотивах" трудятся 2800 человек, в прошлом году завод заплатил больше миллиарда рублей налогов в бюджеты всех уровней.

    Инновации для города

    В Санкт-Петербурге одним из удачных примеров взаимодействия образовательных учреждений, бизнеса и власти в региональных инновационных кластерах можно назвать более чем четырехлетнее сотрудничество Ассоциации предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций с отраслевыми комитетами и организациями города. "За это время был апробирован и внедрен ряд проектов. К примеру, разработки, касающиеся мониторинга состояния и конструктивной безопасности зданий и сооружений, ресурсосберегающих систем освещения, создания и внедрения инвентаризационной геоинформационной системы, - пояснил председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейксин. - Изобретения Ассоциации успешно работают не только в Петербурге, но и в Москве, Калининграде, Сочи, в Хакасии. На недавно открытой станции метро "Звенигородская" в Петербурге применена система обеспечения техногенной безопасности объектов энергетики и транспортной инфраструктуры. Система обеспечения конструкционной и газовой безопасности установлена в Главном штабе на Дворцовой площади и в Юсуповском дворце...

    А некоторые проекты Санкт-Петербургского кластера инноваций в энергетике сейчас проходят финальные испытания перед процессом коммерциализации. Кластерную инициативу поддержали 16 профильных организаций, в том числе и вузы, малые инновационные компании.

    прямая речь

    Иван Бортник, исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов:

    - Осознание необходимости создания региональных кластеров из предприятий, входящих в одну технологическую нишу, в России происходит с запозданием. Особенно если сравнивать с другими странами мира. Но хорошо, что это осознание все-таки дошло до основных участников процесса: бизнеса, науки, образования, власти в регионах. И хорошо, что государство приняло решение содействовать реализации этого процесса, в том числе и финансово.

    Со своей стороны, по линии Ассоциации инновационных регионов России мы сейчас активно формируем международные межкластерные связи с Францией, Германией, Нидерландами, США. Партнеры с удовольствием идут на контакт, но правильно применить их опыт сможем только мы сами.

    Не надо и ожидать слишком многого от кластерного подхода. Это не волшебный ключик, с помощью которого вдруг без скрипа откроется дверь на заржавевших петлях. Есть глобальные проблемы, которые нужно решить. Базовая - это масштаб спроса на отечественный инновационный продукт. Он явно мал даже для нашего имеющегося потенциала. Не зря же наши компании в области информационных технологий начинают активно осваивать зарубежный рынок и уже при уровне экспорта в 4 миллиарда долларов сохраняют двузначную цифру ежегодного прироста экспорта своего продукта.

    Дмитрий Ливанов, министр образования и науки России:

    - За последние десятилетия государственные инвестиции в науку выросли в разы. Сегодня по абсолютным масштабам расходов в науку мы входим в десятку ведущих стран, а по объему госинвестиций в исследования находимся на уровне Франции и Великобритании. В целом в России созданы все условия для использования этих средств. Наша страна может занять достойные позиции на глобальном рынке технологий и инноваций, но для этого нужно многое изменить. Одна из основных проблем в том, что пока инфраструктура не заточена на получение значимых конкурентоспособных результатов. В России большое количество вузов, сотни институтов, академий наук, но в целом ввиду проблем структурного характера эффективного развития науки не происходит.

    Без изменения этой ситуации, без перехода к новым структурам и механизмам бизнес не будет инвестировать в науку, и в результате не будут достигнуты целевые показатели, связанные с развитием инноваций.

    Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета:

    - Творческие идеи, которые могут стать инновациями, рождаются в университетах. Задача правительства - поддерживать эти инициативы. Но при этом важна тесная связь также и с промышленностью, с работодателями. Ни один современный университет, в какой бы стране он ни находился, без этого просто не сможет существовать. Потому что будет не понятно: ради чего и ради кого работать.

    Поделиться