Новости

17 апреля 2013 г.

Проект Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы"

Опубликован 17 апреля 2013 г.

Статья 1

Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 2, ст. 198; 1998, № 2, ст. 227,

№ 30, ст. 3631; 1999, № 12, ст. 1406; 2001, № 11, ст. 1002; 2003, № 24, ст. 2250, № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4379; 2005, № 14, ст. 1213, ст. 1214, № 19, ст. 1753, ст. 1754; 2006, № 15, ст. 1575, № 19, ст. 2059; 2007, № 24, ст. 2834, № 30, ст. 3756, ст. 3808, № 31, ст. 4011, № 49, ст. 6060; 2008, № 29,

ст. 3412, № 30, ст. 3616, № 45, ст. 5140, № 49, ст. 5733, № 52, ст. 6216, ст. 6226; 2009, № 7, ст. 791, № 23, ст. 2761, № 52, ст. 6453; 2010, № 14, ст. 1556, № 15,

ст. 1742, ст. 1752; 2011, № 1, ст. 16, № 7, ст. 902, № 27, ст. 3870, № 49, ст. 7056,

№ 50, ст. 7362; 2012, № 14, ст. 1551) следующие изменения:

1) статью 14 изложить в следующей редакции:

"Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

1. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

3. Осуществление осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться порядок и условия исполнения и отбывания наказания, правила внутреннего распорядка учреждения уголовно-исполнительной системы, а также ущемляться права других лиц.

4. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе для совершения религиозных мероприятий, обрядов, церемоний и личных встреч приглашаются священнослужители официально зарегистрированных религиозных организаций (далее - священнослужители религиозных организаций) по выбору осужденных.";

2) дополнить статьей 6022 следующего содержания:

"Статья 6022 . Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в исправительных центрах

1. В исправительных центрах осужденным разрешается совершение религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, пользование религиозной литературой и предметами религиозного назначения индивидуального пользования, кроме колюще-режущих предметов, изделий из драгоценных металлов, камней либо предметов представляющих собой культурную и историческую ценность. Перечень разрешенных к пользованию осужденными предметов религиозного назначения индивидуального пользования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, с учетом предложений соответствующих централизованных религиозных организаций.

2. Осужденным к принудительным работам по их просьбе администрацией исправительного центра может быть дано разрешение на посещение мест культовых зданий и сооружений, находящихся за пределами исправительного центра.";

3) дополнить статьей 1101 следующего содержания:

"Статья 1101. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в исправительных учреждениях

1. В исправительных учреждениях осужденным разрешается совершение религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, пользование религиозной литературой и предметами религиозного назначения индивидуального пользования для нательного и карманного ношения, кроме колюще-режущих предметов, изделий из драгоценных металлов, камней либо предметов, представляющих собой культурную и историческую ценность. Перечень разрешенных к пользованию осужденными предметов религиозного назначения индивидуального пользования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, с учетом предложений соответствующих централизованных религиозных организаций.

2. Участие в религиозных мероприятиях, обрядах и церемониях, а также личных встречах со священнослужителями религиозных организаций осуществляется по личному заявлению осужденного. С этой целью администрация исправительного учреждения обеспечивает соответствующие условия для их проведения. Предоставление для проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, а также личных встреч со священнослужителями религиозных организаций помещений осуществляется администрацией исправительного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к оборудованию таких помещений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, с учетом предложений соответствующих централизованных религиозных организаций.

3. Порядок подачи и рассмотрения личного заявления, указанного в части второй настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.";

3) дополнить главой 151 следующего содержания:

"Глава 151. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Статья 1192. Осуществление деятельности священнослужителей религиозных организаций в исправительных учреждениях

1. В целях оказания содействия деятельности священнослужителей религиозных организаций в исправительных учреждениях между исправительным учреждением и религиозной организацией заключается соглашение о взаимодействии. Требования к содержанию соглашения о взаимодействии, обязательные для включения в соглашение о взаимодействии с исправительными учреждениями, и порядок его заключения исправительным учреждением утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики

и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Соглашение о взаимодействии заключается между исправительным учреждением и религиозной организацией по согласованию с соответствующим территориальным органом уголовно-исполнительной системы и централизованной религиозной организацией, в структуру которой входит религиозная организация, участвующая в соглашении.

2. Священнослужители религиозных организаций при осуществлении своей деятельности в исправительных учреждениях руководствуются законодательством Российской Федерации и соглашением о взаимодействии. При посещении исправительного учреждения священнослужители религиозных организаций обязаны соблюдать действующие на его территории правила внутреннего распорядка, а также законные требования администрации учреждения.

3. При посещении исправительного учреждения священнослужители религиозных организаций вправе проносить с собой необходимые для проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний предметы, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний с учетом предложений централизованной религиозной организации.

4. Особенности производства досмотров священнослужителей религиозной организации, их вещей и транспортных средств, а также предметов, необходимых для проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по возможности с учетом внутренних установлений религиозных организаций.

5. Проведение режимных мероприятий на территории культового объекта, расположенного в исправительном учреждении, а также массовых религиозных мероприятий, обрядов и церемоний осуществляется в порядке и с соблюдением условий, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

6. Религиозные мероприятия, обряды и церемонии в исправительном учреждении проводятся по графику, установленному религиозной организацией, при условии его согласования с администрацией учреждения на соответствие действующим на территории учреждения правилам внутреннего распорядка.

Статья 1193. Личные встречи осужденных со священнослужителями религиозных организаций в исправительных учреждениях

1. Осужденным к лишению свободы на территории исправительного учреждения на основании их заявлений предоставляются личные встречи со священнослужителями религиозных организаций без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая.

2. Личные встречи со священнослужителями религиозных организаций предоставляются осужденным с соблюдением действующих на территории исправительного учреждения правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя религиозной организации личная встреча предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц, с использованием технических средств видеонаблюдения.

Статья 1194. Порядок совершения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний различными категориями лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, а также предоставления им личных встреч со священнослужителями религиозных организаций

1. Осужденные к отбыванию наказания в тюрьмах проводят религиозные мероприятия, обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в специально оборудованных помещениях в соответствии с традициями религий, которые они исповедуют.

2. К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, карцерах, одиночных камерах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, дисциплинарных изоляторах и осужденным к смертной казни по их просьбе приглашаются священнослужители религиозных организаций. Личные встречи указанным осужденным со священнослужителями религиозных организаций предоставляются в соответствии с правилами, установленными статьей 1193 настоящего Кодекса.

3. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные мероприятия, обряды и церемонии с приглашением священнослужителей религиозных организаций.";

4) часть седьмую статьи 158 изложить в следующей редакции:

"7. К осужденным, арестованным в дисциплинарном порядке, по их просьбе приглашаются священнослужители религиозных организаций, по выбору осужденных. Личные встречи указанным осужденным со священнослужителями религиозных организаций предоставляются в соответствии с правилами, установленными статьей 1193 настоящего Кодекса. Осужденные, арестованные в дисциплинарном порядке, участвуют в проведении религиозных мероприятий, обрядов и церемоний в соответствии со статьей 1192 настоящего Кодекса.";

5) подпункт "е" части второй статьи 185 изложить в следующей редакции:

"е) иметь личные встречи со священнослужителями религиозных организаций;".

Статья 2

Внести в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1

"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации; 1998, № 30, ст. 3613; 2000, № 26, ст. 2730; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2007, № 7, ст. 831, № 24, ст. 2834; 2009; № 39, ст. 4537) следующие изменения:

1) статью 7 дополнить частью шестой следующего содержания:

"Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашение о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашения о взаимодействии, обязательные для включения в соглашение о взаимодействии с территориальным органом уголовно-исполнительной системы, и порядок его заключения территориальным органом уголовно-исполнительной системы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.";

2) статью 8 дополнить частью второй следующего содержания:

"Федеральный орган уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы вправе заключать соглашение о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.";

3) статью 11 дополнить частью седьмой следующего содержания:

"Имущество религиозного назначения, находящееся в федеральной собственности, расположенное на территории учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, передается религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 29, ст. 2759; 1998, № 30, ст. 3613; 2003, № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711; 2007, № 30, ст. 3808, № 31, ст. 4011; 2009, № 39, ст. 4538; 2010, № 27, ст. 3416; 2011, № 1, ст. 46, № 17, ст. 2319, № 49, ст. 7056) следующие изменения:

1) статью 6 дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания:

"Подозреваемым и обвиняемым гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Подозреваемые и обвиняемые вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.";

2) пункт четырнадцатый части первой статьи 17 изложить в следующей редакции:

"14) совершать религиозные мероприятия, обряды и церемонии, пользоваться религиозной литературой и предметами религиозного назначения индивидуального пользования для нательного или карманного ношения, кроме колюще-режущих предметов, изделий из драгоценных металлов, камней либо предметов, представляющих собой культурную и историческую ценность;";

3) часть третью статьи 18 после слов "до трех часов каждое" дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных статьей 182 настоящего Федерального закона";

4) дополнить статьей 182 следующего содержания:

"Статья 182. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах

Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах, разрешается пользование религиозной литературой и предметами религиозного назначения индивидуального пользования, кроме колюще-режущих предметов, изделий из драгоценных металлов, камней либо предметов, представляющих собой культурную и историческую ценность. Перечень разрешенных к пользованию подозреваемыми и обвиняемыми предметов религиозного назначения индивидуального пользования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, с учетом предложений соответствующих централизованных религиозных организаций.

Осуществление подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах, права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться Правила внутреннего распорядка, а также ущемляться права других лиц.

К подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах, по их просьбе и с письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, для совершения религиозных мероприятий, обрядов, церемоний и личных встреч приглашаются священнослужители официально зарегистрированных религиозных организаций

(далее - священнослужители религиозных организаций) по выбору подозреваемых и обвиняемых.

Участие в религиозных мероприятиях, обрядах и церемониях, а также личных встречах со священнослужителями религиозных организаций осуществляется по личному заявлению подозреваемого или обвиняемого, содержащихся в следственном изоляторе, и с письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. С этой целью администрация следственного изолятора обеспечивает соответствующие условия для их проведения. Предоставление для проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, а также личных встреч со священнослужителями религиозных организаций помещений осуществляется администрацией следственного изолятора в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к оборудованию таких помещений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, с учетом предложений соответствующих централизованных религиозных организаций.

Порядок подачи и рассмотрения личного заявления, указанного в части пятой настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В целях оказания содействия деятельности священнослужителей религиозных организаций в следственных изоляторах между следственным изолятором и религиозной организацией заключается соглашение о взаимодействии. Требования к содержанию соглашения о взаимодействии, обязательные для включения в соглашение о взаимодействии со следственными изоляторами, и порядок его заключения следственным изолятором утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Соглашение о взаимодействии заключается между следственным изолятором и религиозной организацией по согласованию с соответствующими территориальным органом уголовно-исполнительной системы и централизованной религиозной организацией, в структуру которой входит религиозная организация, участвующая в соглашении.

Священнослужители религиозных организаций при осуществлении своей деятельности в следственных изоляторах руководствуются законодательством Российской Федерации и соглашением о взаимодействии. При посещении следственного изолятора священнослужители религиозных организаций обязаны соблюдать действующие на его территории Правила внутреннего распорядка, а также законные требования администрации следственного изолятора.

При посещении следственного изолятора священнослужители религиозных организаций вправе проносить с собой необходимые для проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний предметы, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний с учетом предложений соответствующих централизованных религиозных организаций.

Особенности производства досмотра священнослужителей религиозной организации, их вещей и транспортных средств, а также предметов, необходимых для проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по возможности с учетом внутренних установлений религиозных организаций.

Проведение режимных мероприятий на территории культового объекта, расположенного в следственном изоляторе, а также массовых религиозных мероприятий, обрядов и церемоний осуществляется в порядке и с соблюдением условий, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах, на территории следственного изолятора на основании их заявления и письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, предоставляются личные встречи со священнослужителями религиозных организаций продолжительностью до двух часов.

Личные встречи со священнослужителями религиозных организаций предоставляются подозреваемым и обвиняемым с соблюдением Правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменных согласий лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, и священнослужителя религиозной организации личная встреча предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения.".

Статья 4

Внести в статью 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, 4465) следующие изменения:

1) часть третью изложить в следующей редакции:

"3. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.";

2) дополнить частью 3.1 следующего содержания:

"3.1 Проведение религиозных мероприятий, обрядов, церемоний и личных встреч в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, а также в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осуществляется религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

Президент

Российской Федерации В. Путин

Пояснительная записка

Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р (далее - Концепция).

В сфере духовно-нравственного воспитания осужденных Концепцией предполагается развитие сотрудничества с традиционными конфессиями, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализации совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов.

В этих целях законопроектом совершенствуется порядок обеспечения свободы совести и вероисповедания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК), предусматривающую права осужденных в сфере обеспечения свободы совести и вероисповедания.

Предлагаемой законопроектом главой 151 УИК подробно регулируется  порядок проведения религиозных мероприятий, обрядов, церемоний, а также личных встреч священнослужителей религиозных организаций с осужденными.

Статьей 2 законопроекта предлагается законодательно закрепить порядок взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями.

В целях обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, на свободу совести и вероисповедание законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации

от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Так, законопроектом предлагается подробно раскрыть порядок проведения религиозных мероприятий, обрядов и церемоний, а также личных встреч священнослужителей религиозных организаций с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах.

В интересах следствия законопроектом предусматривается обязательное письменное разрешение органа или лица, в чьем производстве находится уголовное дело, на проведение соответствующих религиозных мероприятий.

В Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" вносятся корреспондирующие изменения.