19.04.2013 14:55

Программу утилизации старых авто закрывают

Текст: Елена Кукол
Минпромторг РФ предлагает свернуть программу утилизации автомобилей, по которой граждане получали скидку в 50 тысяч рублей при покупке новых машин взамен старых. Денег на продолжение программы в бюджете не заложено, эксперимент успешно завершен, объясняет ведомство.

Проект правительственного постановления о признании утратившим силу постановления, которым программа льготной утилизации запускалась с 2010 года, размещен сегодня на сайте министерства. Он "подготовлен в связи с успешным  окончанием проведения эксперимента по приобретению новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации, сдаваемых на утилизацию, а также созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации автотранспортных средств", говорится в пояснительной записке.

А в бюджете на 2013-2015 годы не предусмотрены средства на стимулирование потребителей к приобретению новых авто взамен вышедших из эксплуатации,  а "также по созданию в российской федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", субсидии торговым организациям по перевозке машин на пункты утилизации.

Программа льготной утилизации была, напомним, одной из антикризисных мер. Она была нацелена на поддержку отечественного автопрома (по 50 тысяч рублей получали покупатели российских авто), разогрев внутреннего спроса. Но российская экономика серьезно замедляется.

Для ее поддержки можно было бы вновь запустить меры, аналогичные тем, что применялись в кризис, говорила недавно журналистам помощник президента Эльвира Набиуллина. Эксперты и дилеры авторынка это обсуждают, рассказал "РГ" гендиректор аналитического агентства Автостат Сергей Целиков.

В марте продажи легковых автомобилей упали впервые с марта 2010 года - на 3,6 процента, рассчитало агентство. Сказалось много факторов: ожидания в экономике плохие, промпроизводство стагнирует, цены на нефть падают, говорит Целиков. Если ситуация не улучшится, падение авторынка по году может составить 5-8 процентов, оценивает он.

Но на то, что рынок заметно пойдет вверх нет оснований надеяться и при позитивном сценарии.

"Авторынок вышел на уровень насыщения, восстановился после кризиса. Продажи на уровне 3 миллионов авто в год - предел при нынешней покупательской способности и уровне зарплат в стране", - говорит эксперт.

Если мы хотим двигаться вверх, рынку нужны стимулирующие меры. Но поддерживать надо потребителя.

"Самая простая и действенная мера - это субсидирование ставок по автокредитам, - считает Целиков. - Для государства она стоит копейки, а продавать по ней можно до 200-300 тысяч авто в год". Еще одно направление, над которым можно подумать - сокращение разницы в цене на машины в центре страны и в других регионах. Между Москвой и Новосибирском она может составлять от 15 до 30 тысяч рублей, говорит Целиков.

Льготная утилизация сработала неплохо, но это слишком трудоемкая мера, тем более сейчас нарабатываются другие механизмы по утилизации устаревшего автопарка, рассуждает эксперт.