22.04.2013 23:47

    Грузовладельцы будут отвечать за нарушение правил перевозки

    Госдума предлагает ввести ответственность грузовладельца за нарушение условий перевозки

    Комитет по транспорту Госдумы внес на рассмотрение законопроект, совершенствующий нормы, регулирующие движение по автодорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Поправки планируется внести в законы N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности..." и КоАП.

    Законопроект не предполагает получения специального разрешения на перевозку в случае, если вес и габарит транспортируемого груза превышает допустимую величину менее чем на 2%, как и административной ответственности за перевозку такого груза, облегчает порядок и увеличивает количество пунктов выдачи спецразрешений на транспортировку тяжеловесов и негабаритов, возлагает на грузовладельцев административную ответственность за нарушение правил перевозок тяжеловесных грузов наравне с владельцами транспортных средств и дифференцирует ответственность в зависимости от тяжести правонарушения.

    Нынешнее законодательство, говорится в пояснительной записке к проекту, необоснованно затрудняет транспортировку, что приводит к существенным материальным издержкам автотранспортных компаний. Так, специальные разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов в международном и межрегиональном сообщениях выдаются только в одной организации, находящейся в Москве. Владельцы транспортных средств, расположенные в удаленных регионах, вынуждены держать в столице своих представителей или ездить туда за получением разрешений. Кроме того, срок оформления спецразрешений на практике составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. При этом такой порядок применяется даже в случае незначительного превышения установленных весовых параметров (200-300 кг на ось), что чаще всего обусловлено погрешностью взвешивания, обледенением транспортного средства или налипанием на него грязи или снега (дальнобойщики зовут такой довесок "калымом". - Ред.). В то же время в Белоруссии, например, при незначительных превышениях установленных весовых параметров, в пределах 10%, спецразрешение можно получить непосредственно в любом пункте весового контроля в течение двух часов.

    Также не разграничена ответственность между грузовладельцами и перевозчиками за нарушение правил перевозок тяжеловесных грузов. Для сокращения транспортных расходов грузоотправители практикуют загрузку транспортных средств сверх установленных норм, что приводит к разрушению дорог. При этом они не несут никакой ответственности за последствия.

    "Мы оцениваем этот законопроект весьма положительно, - рассказала "РБГ" председатель Совета Гильдии логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты Светлана Домнина, - несмотря на довольно слабое его экономическое обоснование. Несомненно, правильное решение - увеличить места выдачи спецразрешений. Но самое главное в этом документе - усиление ответственности грузовладельца за нарушение правил перевозки. Потому что перевозчик сегодня частенько вынужден идти на нарушения по "желанию" грузовладельца, который диктует условия и сроки доставки. Отсюда и нарушения режима труда и отдыха водителей, ДТП, когда они засыпают за рулем. В итоге перевозчик остается один на один с контролирующими органами. Недавно мы проводили совещание с клиентами по поводу запрета въезда за пределы МКАД большегрузных автомобилей в дневное время. И что грузовладельцы говорят: "Мы логистику менять не собираемся, пусть перевозчики как хотят, так и доставляют нам груз, хоть по воздуху летают". Надеюсь, новые правила заставят грузовладельца если уж не уважать перевозчика, то хотя бы действовать в рамках закона".

    "Действительно, даже если полная масса загруженной фуры была точно просчитана, во время езды по трассе она тяжелеет примерно на 1 тонну. Что от 40 допустимых составляет 2,5%, а с учетом погрешности весов в принципе позволит устранить необоснованное наказание водителя при отсутствии какой-либо его вины, - считает автор портала "Склад законов" Владислав Артамонов. - Что же касается обязанности грузоотправителя контролировать полную массу и (или) осевую нагрузку, это хорошо лишь теоретически. Подобный контроль без тотальной организации весовых пунктов на каждом месте погрузки практически неосуществим. А направление ТС для прохождения взвешивания на публичные пункты невозможно, поскольку для этого необходимо ехать по автодорогам, чего делать нельзя без взвешивания. В результате получается, что либо на каждом складе надо устанавливать пункты весового контроля, либо это будет очередная мертвая норма в законодательстве".

    Но если с весами все более или менее понятно, то про погрешность измерения габаритов в первой части законопроекта не сказано ничего, как будто инспекторы, измеряющие высоту фуры, абсолютно непогрешимы. По закону в случае превышения любого габарита даже на 1 см требуется специальное разрешение. 2% от допустимой высоты в 4 метра - это 8 см, и они - как раз и есть та самая погрешность, если, например, мерить высоту на дороге с антидождевым уклоном или на пригорке. Не зря же гибэдэдэшники даже стандартный и сертифицированный полуприцеп стремятся измерить именно на кривой дороге. Но водителя за это хотя бы не лишат прав - уже прогресс.

    Поделиться: