Учредители новорожденной награды амбициозно надеются, что их детищу уготована судьба оперного "Оскара". Правда, для этого должно прожить минимум полвека, не утратив профессиональной репутации. А эта задача не из простых. Да и справедливости ради, нельзя не заметить, что самых разных наград в области академической музыки немало. Например, в оперном жанре едва ли не самой престижной (после Grammy) считается премия американского журнала "Opera News". Из наших соотечественников ее лауреатами были названы Дмитрий Хворостовский в 2010 году и Ольга Бородина - тремя годами раньше.
Естественно, International Opera Awards пока нечем хвастаться. Но в своей первой попытке заявить о себе миру премия проявила щедрость. В 22 номинациях за победу боролись театры, оркестры, певцы, дирижеры, художники, композиторы… В шорт-листе премии оказалось около полутора тысяч номинантов из 40 стран. И что нам особенно приятно, в числе соискателей значились и российские творческие коллективы и исполнители.
Так, столичная "Геликон-Опера" номинировалась в категории "Лучший хор"; Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко - в разделе "Лучшая оперная компания"; а Мариинский театр как "Лучший оперный оркестр". Но, увы, эти награды уехали в Кейптаун, во Франкфурт и Нью-Йорк соответственно.
Дирижером года стал итальянец Антонио Паппано, музыкальный руководитель Covent Garden. "Лучшей певицей" назвали шведскую сопрано Нину Штемме, а "Лучшим певцом" немецкого тенора Йонаса Кауфмана, который также удостоился "приза зрительских симпатий". Номинацию "Дебютант год" выиграл молодой итальянский дирижер Даниэле Рустиони, много сотрудничающий, в частности, с Михайловским театром. А самую престижную награду "За честь и достоинство" присудили Сэру Джорджу Кристи, чья семья многие годы поддерживает Глайндборнский оперный фестиваль.
В номинации "Мировая премьера" победила опера "Написано на коже" британского композитора Джорджа Бенджамина, созданная им для фестиваля d'Art Lyrique в Экс-ан-Провансе. Лучшим же фестивалем предсказуемо определили Зальцбургский. "Лучшей постановкой" года стала опера Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", сделанная в Амстердаме Дмитрием Черняковым. Он также выиграл в номинации "Лучший режиссер".
Лучшими записями назвали: сольный альбом - диск немецкого баритона Кристиана Герхаэра (Sony); опера - "Алессандро" Генделя (Decca), где среди исполнителей фигурирует и феноменальная российская певица Юлия Лежнева, о которой надо сказать особо, так дома ее имя мало кому известно.
Незаурядный талант девочки из Южно-Сахалинска предугадала великая Елена Образцова и тут же взяла ее под свое крыло. Сегодня на счету Юлии, несмотря на молодость, не только множество самых разных наград, но и завидных контрактов, и не только с лейблом Decca. Ее пение дарит восторг и удивительное медитативное удовольствие. Она поет барочную музыку без бури и натиска страстей, а завораживает публику чистотой ангельского голоса, нежностью и романтической чувственностью исполнения. Но в России певица, крайне востребованная в мире, очень редко выступает.
Как видно из списка номинантов Internatinal Opera Awards, наши музыкальные театры уже знают и уважают в мире. Что очень приятно. К тому же оставляет возможность мечтать и о чем-то большим.