29.04.2013 23:46
    Поделиться

    На российском рынке интернет-рекламы не хватает специалистов

    Вера Сидорова, менеджер по персоналу агентства интернет-рекламы i-Media

    Российский рынок интернет-рекламы является одним из самых динамично развивающихся. Из года в год в этой отрасли отчетливо прослеживается тенденция стабильного роста. Например, по данным АКАР, за 2012 год рынок рекламы в России вырос на 13%. И локомотивом роста является интернет-реклама (+35%).

    Стремительные темпы развития влекут за собой не только положительные моменты, но и ряд проблем. Одной из них является дефицит квалифицированных кадров в сфере digital-маркетинга. На данный момент в России практически отсутствуют высшие учебные заведения, обучающие специалистов данной области. Студенты факультетов рекламы в ходе пятилетней подготовки проходят непродолжительные курсы интернет-маркетинга; о глубоких систематических знаниях и практических навыках речи не идет.

    Ситуация усугубляется еще и тем, что выпускники школ и вузов плохо осведомлены о возможности построения успешной карьеры в сфере интернет-маркетинга. Молодые люди не владеют информацией о специфике деятельности, перспективах профессионального развития, возможностях проявления своих творческих способностей в этой сложной отрасли. Нужно в корне менять эту ситуацию.

    Выпускники школ и вузов плохо осведомлены о возможности построения успешной карьеры в сфере интернет-маркетинга, молодые люди не владеют информацией о специфике деятельности, перспективах профессионального развития, возможностях проявления своих творческих способностей в этой сложной отрасли

    Спрос на web-аналитиков, специалистов по контекстной рекламе, SEO-оптимизаторов, интернет-маркетологов постоянно опережает предложения. Важная особенность: большинство работодателей предпочитают брать на работу готовых специалистов со значительным опытом работы, с наличием солидного портфолио и перечнем успешно реализованных проектов. Не все интернет-агентства готовы трудоустраивать специалистов без опыта работы, однако намечается положительная тенденция. Некоторые компании готовы принимать на работу талантливых выпускников вузов, вкладывать собственные ресурсы и силы в их профессиональную подготовку, передавать знания и опыт, растить "звезд" интернет-рекламы.

    Кандидат на вакансию, задумывающийся о старте профессиональной деятельности в digital-маркетинге, в силах самостоятельно повысить свои шансы на трудоустройство. Выпускник, имеющий теоретические знания об интернет-маркетинге (например, полученные самостоятельно из доступных источников), осознающий цели и направления своего профессионального развития, имеет существенное преимущество перед другими соискателями на вакансии, не требующие опыта работы. В сети Интернет существует огромное количество веб-ресурсов, где можно почерпнуть полезную информацию, теоретические знания и практические советы. Сюда можно отнести специализированные СМИ и форумы, сообщества в социальных сетях, сайты лидирующих компаний отрасли и т. д. Также имеется немало специальной литературы.

    Помимо этого ежегодно проходит ряд профильных мероприятий отрасли: выставки, конференции, форумы, посещение которых может быть полезно молодому специалисту в целях самообразования и профессионального определения.

    Хорошие шансы добиться успеха в digital-маркетинге у выпускников технических и математических специальностей. Ведь в digital-сфере требуются аналитические способности и умение работать с большими массивами данных. Ценными будут знания теории маркетинга, поэтому молодые "рекламисты" и маркетологи также могут рассчитывать на успех. И, конечно, понадобится наличие широкого кругозора и прочного базового образования.

    В компаниях, готовых к самостоятельному обучению кадров, как правило, существует отработанная система подготовки молодых специалистов. Отметим два принципиальных подхода:

    1. Компания-работодатель предлагает выдержавшим предварительный отбор кандидатам пройти стажировку: стажерам читают курс тематических лекций, а по окончании устраивают проверку знаний в ходе защиты дипломного проекта. Лучших претендентов трудоустраивают, остальным выдают сертификаты о прохождении обучения. Практиканты получают существенную выгоду от прохождения обучения при любом итоге, так как возможность учиться у лидеров и знатоков отрасли - неоценимый опыт.

    2. Второй подход - система наставничества, а также обучение новичков непосредственно в ходе работы над проектами. После поэтапного процесса отбора новый сотрудник с первых дней начинает работу над действующим проектом под контролем опытного наставника. Параллельно с этим он посещает ряд обучающих семинаров, лекций, выполняет тестовые задания, проходит процедуру сертификации. Постепенно возрастает сложность задач и уменьшается степень внешнего контроля. В результате начинающий специалист перенимает комплекс знаний, навыков и умений от самых опытных сотрудников, при этом с первых дней пребывания в стенах компании чувствует поддержку со стороны коллег. Это значительно облегчает процесс адаптации.

    Пока система российского академического образования не будет предоставлять работодателям квалифицированные кадры в нужном количестве, интернет-агентствам придется растить профессионалов самостоятельно. К сожалению, пока не все работодатели в digital-сфере понимают важность такого подхода и по-прежнему пытаются привлекать в свои ряды лишь опытных специалистов. Однако дефицит трудовых ресурсов рано или поздно заставит работодателей изменить взгляды.

    Поделиться