07.05.2013 23:50
    Поделиться

    Белоруссия и Ярославская область подписали протокол о сотрудничестве

    24-25 апреля Ярославскую область посетили Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Игорь Петришенко и представительная делегация белорусских деловых кругов во главе с первым заместителем министра промышленности Беларуси Иваном Демидовичем.

    Белорусы и ярославцы - партнеры давние. Только за "новое", постперестроечное, время стороны подписали несколько соглашений о сотрудничестве. В 1996 году такой документ появился в активе администрации Ярославской области и министерства промышленности Беларуси, а потом и Минского областного исполнительного комитета. Через четыре года соглашение о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве с ярославцами заключило министерство иностранных дел Беларуси. В 2009 году белорусский минпром подписал с ярославским правительством протокол о намерениях.

    Сегодня в Ярославской области действуют 36 совместных российско-белорусских предприятий. Из этого российского региона в Беларусь поставляются двигатели для МАЗа, БелАЗа, "Гомсельмаша", Минского тракторного завода, нефтепродукты, каучук, лакокрасочная продукция. Из Беларуси в Ярославль - грузовики, самосвалы, тракторы, комбайны, проволока, полимеры, пищевая продукция. В 2012 году товарооборот между Беларусью и Ярославской областью достиг рекордной цифры в 604,6 миллиона долларов.

    Однако за последние три года, по мнению сторон, в партнерских отношениях произошел серьезный дисбаланс между экспортом-импортом. Так, в прошлом году из всего товарооборота львиную долю составила продукция, ввезенная в Беларусь (почти 530 миллионов долларов), и лишь 75 миллионов долларов в виде автомобилей, полимеров и прочего было из нее вывезено. То есть, продавая в Беларусь свои двигатели, конечную продукцию - технику, на которой они стоят, ярославцы приобретать не спешат. В частности, приводились такие цифры: если за первый квартал 2012 года Ярославская область закупила 30 "МАЗов", то за тот же период нынешнего года приобретен лишь один автомобиль. Почему так происходит и что надо сделать для выравнивания ситуации, и пытались выяснить члены белорусской делегации.

    - Ни с одним российским регионом у Беларуси нет таких тесных производственных и кооперационных связей, как с Ярославской областью, поскольку большая часть нашего совместного продукта, который мы в конечном итоге производим - "МАЗы", тракторы, большегрузную карьерную технику, зерноуборочные, кормоуборочные комбайны и другое, - комплектуется двигателями, которые производятся именно на этой территории, - заметил Игорь Петришенко. - Но в последнее время наши отношения немного притормозили. С руководством Ярославской области мы обсудили сложившуюся ситуацию и наметили подходы и пути для решения задачи по сбалансированию нашего взаимного товарооборота. Потому что сформировавшийся дисбаланс в первую очередь показывает нашу неполную согласованность в подходах к торгово-экономическому, инвестиционному и другим видам сотрудничества.

    В рамках визита в Ярославскую область белорусская делегация побывала на всех ярославских предприятиях, откуда на промышленные гиганты Беларуси поставляются двигатели. В том числе на новом заводе по производству современных рядных средних дизельных двигателей ЯМЗ-530 класса Евро-4 (50 процентов выпускаемых здесь моторов поставляются в Беларусь). Здесь вполне успешно прошли переговоры о возможном использовании в производстве "движков" белорусских комплектующих. Кроме того, члены делегации провели встречи по интересующим их направлениям. В частности, достигнуты предварительные договоренности о проведении в Ярославской области ярмарок белорусских товаров, о поставке лифтов для ярославских новостроек. Представитель "Белшины" заинтересовал в своей продукции одно из ярославских автотранспортных предприятий, специалисты "Гомельстекла" договорились о поставках в Ярославль полированного стекла.

    По словам Игоря Петришенко, белорусская сторона намерена сбалансировать взаимную торговлю не в ущерб импорту из Ярославской области.

    - Мы хотим прирасти, - пояснил посол. - То есть добавить так, чтобы было 50 на 50. Именно к этому мы будем стремиться. У сотрудничества Беларуси и Ярославской области есть очень значительный потенциал, который мы планируем реализовать.

    Итогом визита стало подписание первым замминистра промышленности Беларуси Иваном Демидовичем и губернатором Ярославской области Сергеем Ястребовым протокола договоренностей, который предусматривает разработку трехлетней программы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. На ее формирование ярославской и белорусской рабочим группам отведено около двух месяцев, и летом нынешнего года в Минске между сторонами будет подписано новое соглашение о сотрудничестве.

    - Мы условились с губернатором Ястребовым, что во второй половине 2013 года состоится его визит в Минск, где пройдет подписание программного документа, - сообщил Игорь Петришенко. - В нем будут отражены все элементы нашей совместной политики во всех сферах взаимодействия. Сейчас мы фактически перегруппировались. С новыми силами, новыми подходами, на новой "элементной базе" мы восстановим наше двустороннее сотрудничество во всех областях.

    Со своей стороны Серей Ястребов выразил уверенность, что "утерянное можно быстро восстановить".

    - Мы просто долго не обменивались своими успехами, лучшими образцами продукции и чуть-чуть потеряли темп, - сказал он. - Крен в сторону российской стороны нужно поправить. Эту нишу необходимо наполнить содержанием - мы приглашаем белорусские предприятия к активному сотрудничеству с нашими.

    В это время в Могилеве

    Давние и надежные партнеры - Могилевская область и Восточный административный округ Москвы - подписали Программу сотрудничества на 2013-2015 годы. Председатель Могилевского облисполкома Петр Рудник отметил:

    - Мы хотим отойти от схемы, когда регионы предлагают для продажи на рынке партнера продукцию, произведенную местными предприятиями. Появилась идея создать совместный продукт. Например, есть Могилевский лифтостроительный завод, его "коллега" - Карачаровский механический завод. Почему бы не взять лучшие наработки двух предприятий и не создать что-то общее. Тот же лифт, к примеру, но уже, если хотите, союзный. В перспективе к созданию такого продукта можно подтянуть наши региональные вузы и отраслевые институты, сосредоточенные в Москве. Под совместный продукт возможно создание и какого-то нового завода - в Беларуси или России.

    По словам Петра Рудника, Москва заинтересована в поставках на свой рынок и стройматериалов. Здесь белорусы могут оказать ощутимую помощь. На территории области расположены два цементных завода - в Костюковичах и Кричеве. От каждого до столицы Российской Федерации - около 400 километров. Не такое уж и большое расстояние. Но, вместо того чтобы возить просто цемент, планируется создать предприятия, которые займутся производством железобетонных изделий для строительной отрасли Москвы.

    Заместитель префекта Восточного административного округа Виктор Неженец отметил, что в Москве стало появляться все больше белорусских товаров, причем в крупных торговых сетях. Продукция из Беларуси успешно конкурирует с производителями других стран и по цене, и по качеству. А технике белорусского производства порой даже нет альтернативы. Неженец привел такой пример:

    - В Москве многие организации устраивают стоянки для автомобилей на крышах. Все крупнотоннажные лифты, которые для этого используются, могилевского производства. Пока на московском рынке мало трикотажа, мебели из Беларуси.

    У белорусских производственников есть возможность прибавить в росте товарооборота между Могилевской областью и Москвой, в прошлом году он превысил 350 миллионов долларов. Тем более что прямые связи становятся все крепче: за последние годы заключено 8 договоров между управами Восточного административного округа и райцентрами Могилевской области.

    Поделиться