Согласно разработанным сценариям российскую индустрию информационных технологий ждет планомерный рост, возрастание значимости ИТ во всех сферах жизнедеятельности государства, существенное расширение рынка труда по ИТ-профессиям. Тем не менее каких-либо уверенных тактических шагов по господдержке наиважнейшего сектора экономики пока не наблюдается. Предложения российского ИТ-сообщества (ученых и руководителей предприятий), направленные на подъем отрасли, лишь отчасти доходят до тех, кто принимает стратегические решения.
Что необходимо предпринять государству, чтобы ИТ-индустрия в России действительно стала передовой, конкурентоспособной отраслью? Правительство должно реализовать ряд важных инициатив, без которых ни о каком прорывном подъеме ИТ не может быть и речи.
Появление прогноза по развитию ИТ-индустрии России своевременно и оправданно. Информационные технологии ключевая отрасль в развитии экономики любого государства. Эта отрасль не сырьевая, основана на восполняемом ресурсе, поэтому ее развитию и государственной поддержке необходимо уделять как можно более пристальное внимание. Кроме того, ее успешное и планомерное развитие оказывает колоссальное влияние и на все остальные отрасли. Государственная политика в области информационных технологий, увеличение процента затрат (от ВВП) на ИТ должны стать важным компонентом расходов, заложенных в бюджет государства. В развитых странах эти затраты составляют 3-4%, в России, к сожалению, пока около 1% от внутреннего валового продукта.
Варианты развития отрасли в период до 2030 года представляют собой довольно оптимистичные сценарии. Однако прогноз не дает ответов, каким именно образом Россия сможет достигнуть таких высот в сфере ИТ. Среди директоров российских ИТ-предприятий бытует устойчивое мнение, что государство должно предпринимать более активные действия по поддержке отрасли, чтобы добиться запланированных результатов.
Во-первых, должна измениться налоговая политика. Для иллюстрации, предприятия - разработчики программного обеспечения на заказ тратят на зарплату работников и налоги до 70-80% дохода. Хорошо, что на этом крупные затраты разработчиков заканчиваются, так как аренда помещений и амортизация компьютерного оборудования не очень значительные статьи расходов компаний. Но существующее положение дел все равно автоматически ставит разработчиков в невыгодное положение. Непомерно высокое налоговое бремя, единый социальный налог в размере 34% просто душил ИТ-индустрию. Неимоверными усилиями удалось добиться снижения ЕСН до 14%, но лишь на определенный период и не для всех ИТ-компаний. Тем не менее действующая сейчас ставка налога в размере 14% все равно очень высока. Для сравнения, в США налог составляет 7,5%, в Израиле и Ирландии - 9%, в Китае и Индии налог для ИТ-компаний вообще равен нулю. Необходимо снизить налоговую нагрузку абсолютно для всех компаний, работающих в сфере информационных технологий.
Еще одна важная проблема, которую можно отнести ко второму блоку барьеров, препятствующих развитию отрасли, - подготовка кадров. Необходимо приложить усилия, чтобы большее число университетов следовало международным стандартам подготовки специалистов. Нужно наладить реальную, взаимовыгодную связь между университетами и предприятиями отрасли. Кроме того, предусмотреть государственную поддержку для широкой сети курсов повышения квалификации и перепрофилирования специалистов. Известно, что в стране есть огромное количество технических специалистов, получивших образование не по ИТ-специальностям, но желающих перейти в ИТ-отрасль.
В-третьих, следуя принципам Гумбольдта, не бывает образования без исследований. Поддержка фундаментальных исследований - важнейший элемент успешного развития отрасли. На заседании президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России, состоявшемся в декабре прошлого года, прозвучали обнадеживающие слова премьер-министра Дмитрия Медведева о понимании необходимости поддержки исследований. Однако есть опасение, что тема образования центров прорывных исследований утонет в бюрократии.
И, наконец, еще одна важная инициатива, которую, к сожалению, разделяют не все ИТ-директора, - поддержка отечественного производителя. Существует указ о ежегодном предоставлении статистики о доле использования отечественного программного обеспечения, но гос-учреждения не выполняют предписания данного постановления. Проблема кроется отчасти в том, что существуют разночтения в самом определении "отечественное ПО". Например, если команда разработчиков живет и работает в РФ, но собственник компании иностранный гражданин, то ПО, созданное этой компанией, отечественное или нет? Однозначно на этот вопрос, увы, пока ответить нельзя. Во многих областях применения ПО существуют вполне конкурентоспособные продукты, разработанные в России и в компаниях, принадлежащих нашим соотечественникам. Разработчики часто жалуются на предвзятость со стороны заказчиков, но без реальной статистики трудно понять, кто прав, а кто виноват. Тем не менее отрегулированный госзаказ на разработку программных средств мог бы стать хорошим стимулом для развития отечественного рынка информационных технологий.
Государство должно активнее прислушиваться к мнению экспертов от ИТ-индустрии, чтобы законодательные инициативы по поддержке отрасли оказывали реальное воздействие на развитие сектора. При условии грамотной национальной политики в сфере развития ИТ, при тесной совместной работе с экспертами ИТ-сообщества возможна выработка правильной стратегии развития, определение действенных мер поддержки, которые позволят достичь спрогнозированных показателей без необходимости их корректировки в сторону снижения.