15.05.2013 23:08
    Поделиться

    На гала-концерте Пасхального фестиваля собрались хоры из разных стран

    По традиции, гостевые хоры Пасхального фестиваля, выступив в церквях и социальных учреждениях, собираются в финальном гала-концерте на сцене Зала имени Чайковского. Учитывая же новый рельеф деятельности худрука Пасхального фестиваля Валерия Гергиева, возглавившего зимой Всероссийское хоровое общество и решившего незамедлительно возродить хоровое пение в стране, нынешняя Хоровая программа фестиваля получила дополнительные культурные обертоны.

    Московский Пасхальный и прежде выполнял задачу популяризатора хорового искусства, вернув в 2000 годы в активный концертный оборот не только артистические коллективы из России и стран СНГ, но и разнообразный хоровой репертуар, в том числе духовный. Но в этом сезоне хоры оказались в самом центре миссионерско-просветительских задач Пасхального фестиваля.

    Практически в каждом городе и в каждой программе исполнялись хоровые сочинения под управлением Гергиева: в Большом зале консерватории - "Военные письма" Валерия Гаврилина с участием Хора мальчиков Хорового училища им. А.В. Свешникова, в Смоленске, Брянске, Курске, Туле, Калуге - Stabat Mater Перголези, где для исполнения духовной кантаты специально создавались детские сводные хоры, в Нижнем Новгороде звучала оратория Сергея Прокофьева "На страже мира", в Ярославле и Вологде - поэма "Колокола" Сергея Рахманинова.

    В афише Хоровой программы фестиваля были заявлены 41 концерт и десятки хоровых коллективов, в том числе из стран СНГ, Европы, Армении, Абхазии, Грузии. Особый интерес вызывал визит грузинского хора - первый с 2008 года. Патриарший хор Кафедрального собора Святой Троицы (Тбилиси) должен был выступить в Храме Вознесения Господня у Никитских ворот, в Зарайске и в гала-концерте. Визит не случился: в последний момент музыканты сообщили, что приехать не смогут. Но грузинский "мотив" все-таки прозвучал в гала-программе - "Сулико" в аранжировке Рубена Толмачева, худрука Хоровой капеллы мальчиков и юношей "Звоночек" из Киева, темпераментное исполнение которой вызвало шквал оваций в зале.

    Свежим акцентом хорового гала было участие большого числа детских коллективов, а также представленные разнородные исполнительские трактовки сочинений духовной музыки. От канона византийского церковного пения - монодийного, формульного, мелодически изощренного, исполненного Афонским хором "Фессалоникис Имноди" (регент Иоаннис Лякос), от воздушно-ангельского звучания песнопений Комитаса из тетради "Свете тихий" (Молодежный хор из Еревана "Спегани" под руководством Сарины Автандилян) или безмятежных дискантов в Те Deum (Чешский хор мальчиков Boni Pueri - руководитель Павел Горак) до нежной, сердцем спетой Херувимской песни ( Дивна Любоевич, руководитель хора "Мелоди" из Белграда). Камерный хор петербургского Смольного собора (худрук Владимир Беглецов) впечатляюще исполнил сочинения Георгия Свиридова, а венгерский хор из 48 девочек "Кантемус"(худрук Денеш Сабо) очаровал целой серией театрализованных номеров. Исполняя Ave Maria Каччини, девочки заполнили не только сцену, но и все ступени амфитеатра, создавая иллюзию какого-то утопического "поющего" пространства.

    Прямая речь

    Иоаннис Лякос, регент Афонского хора "Фессалоникис Имноди"

    - Наш хор был организован в Салониках с целью распространения византийского песнопения, афонской традиции за пределами Афонских монастырей. Мы исполняем тексты, написанные от руки в Афонских монастырях, и мы же преподаем афонским монахам основы византийского пения. Византийская традиция, если отталкиваться от сохранившихся рукописных текстов, берет начало в Х веке и достигает своего апогея в ХII-XIII веках в период Палеолога. Но даже когда Византийская империя с падением Константинополя в 1453 году прекратила свое существование, традиции византийского пения продолжились. И сегодня в нашем репертуаре - более 1000 сочинений, написанных в византийской традиции, в том числе в XIV-XVI веках, современные (на концерте мы исполнили сочинение моего учителя). Наша цель - сохранить для будущего эти традиции пения в их первозданном виде.

    Сарина Автандилян, художественный руководитель и дирижер Молодежного хора "Спегани" (Ереван)

    - Наш хор был создан в 1996 году в память о погибших в Карабахской войне. Много детей тогда осталось сиротами, и я решила собрать их: ко мне приходили братья и сестры, целые семьи, и мы пели. Пение стало для нас способом выжить, нашим продолжением жизни. Мы пели в те годы патриотические песни - это связывало детей с их отцами. Само название нашего хора "Спегани" в переводе с древнего армянского языка означает "утешение", "снадобье для души". Так назвал свою "Книгу скорбных песнопений" в X веке Григор Нарекаци. Наш хор и стал таким снадобьем для души, снадобьем для невидимых ран. Сегодня хору уже 17 лет, "Спегани" - лауреат международных конкурсов, имеет большую популярность в Европе, исполняет огромный репертуар: произведения зарубежных, армянских, русских композиторов, в том числе - современных. Недавно мы записали полную Литургию Армянской Апостольской церкви и получили благословение Католикоса всех армян Гарегина II.

    Поделиться