20.05.2013 11:25
    Поделиться

    Квартет Дэйва Брубека не ожидал, что Take Five станет хитом

    Летом 1959 года никто из участников квартета Дэйва Брубека не подозревал, что они только что записали одну из самых знаменитых в будущем джазовых пластинок. "Попробуем поэкспериментировать с новыми ритмами" - вот была их цель, которую они пытались достичь во время той сессии. Эксперименты редко одобряются слушателями, критиками и звукозаписывающими компаниями. С пластинкой Time Out все получилось наоборот. Именно она содержала известную каждому культурному человеку композицию Take Five, которая впоследствии станет "лицом" джаза.

    Вначале всегда невозможно понять, что понравится публике, а что - нет. Объясняя огромный коммерческий успех Time Out, Брубек предположил, что он заключается в четко просчитанной комбинации "цепляющих" мелодий, новых ритмов и общей музыкальной атмосферы того времени. Если же говорить о "цепляющих" мелодиях, то прежде всего это, конечно же, Take Five.

    А все дело в том, что барабанщику квартета Джо Морелло до боли надоел привычный ритм 4 на 4, и он забавы ради решил перейти на 5 на 4. Брубек предложил своему альт-саксофонисту Полу Дезмонду написать мелодию на этот ритм Морелло. Дэйв вспоминал, что Морелло и Дезмонд отправились куда-то за сцену, а когда появились, у Пола были лишь отрывки тем, но не было цельной композиции. Брубек соединил две из них, поставив под получившейся пьесой авторское право Дезмонда. "Но если кто-нибудь захочет узнать историю Take Five целиком, он должен обратиться к Джо Морелло: 5 на 4 был его ритм", - рассказывал Брубек. Впрочем, и после того как Take Five была записана и выпущена, никто не ожидал от этой короткой пьески особых результатов. Однако она изначально была обречена на то, чтобы стать хитом и "бестселлером". Как изумительно эта тема подходила для взвешенной, слегка холодноватой манеры игры импровизатора-мелодиста Дезмонда! Примечательно, что на последующих записях квартет будет исполнять ее в куда более быстрых темпах. На Time Out она играется с неподражаемой и позже уже недосягаемой "фирменной" прохладцей, почву для которой подготовил именно медленный темп, взятый ансамблем. А саксофон Дезмонда сделал все остальное.

    Нужно сказать несколько слов и об исполнительской уникальности Time Out. Великолепные композиции - это основа, но не менее важно было ее правильно "оформить". Записывая пластинку, музыканты убрали на второй план такой ключевой элемент джаза того времени, как соло. На Time Out создается ощущение, будто солирует весь ансамбль, достигающий идеального единства слаженностью своего звучания. Каждый музыкант, включая Брубека, знает, когда и как нужно уйти на второй план (или вообще "покинуть сцену"). Поэтому если рассматривать этот альбом с точки зрения солирования, то он будет далеко не самой яркой работой квартета: и у Брубека, и у Дезмонда есть гораздо более интересные соло на других пластинках тех лет. "Take Five" сыграли не солисты, а ансамбль, и в этом уникальность альбома. В нем подкупают доверительный тон камерного музицирования  и, конечно же, неповторимое настроение - как будто будничное, незатейливое, но при этом мягко гипнотизирующее, неуловимое.

    Позже квартет запишет два продолжения - Time Further Out и Time In, но такого признания у массовой публики эти пластинки уже не получат. Может, и потому, что общая музыкальная атмосфера, о которой говорил Брубек, в 60-е годы будет определяться роком, а не джазом. "Однако знаете, что я вам скажу? - рассказывал Дэйв в ноябре 1996 года. - Люди по-прежнему хотят слышать, как мой квартет исполняет темы с Time Out. Прошло почти 40 лет, но я все еще с удовольствием играю их. И всякий раз это вызов для меня".

    Поделиться