Самый быстродействующий мастер Японии снял напряженный триллер о полицейской бригаде, вынужденной с риском для собственной безопасности охранять от мести откровенного подонка - молодого насильника, который понимает двусмысленность ситуации и открыто смеется в лицо своим самоотверженным защитникам. Полицейские тоже не раз усомнятся в правомерности своей миссии: закон требует, чтобы преступник любой ценой дожил до суда, но ценой оказываются многие человеческие жизни. Чтобы проиллюстрировать этот достаточно провокационный тезис, Миике очень расчетливо, как в шахматах, разыгрывает на взгляд сложную, а на самом деле максимально наглядную комбинацию, которая доводит положение до почти гротескных пределов. Игра идет с выжатой до отказа педалью, подчас с громыхающей патетикой, с кадрами, рассчитанными на вечность. В действие включаются заведомо душераздирающие и потому для серьезного искусства запретные приемы с образцово-назидательным самоубийством матери или безумцем, берущим в заложницы малышку девочку.
Сценарий сконструирован с отменным знанием зрительской психологии: действие не отпускает ни на миг, и в нем есть нужное количество интригующих обстоятельств, от эффектно выбранных мест действия наподобие скоростного чудо-поезда до таинственного миллиардера, разместившего в газетах просьбу убить насильника своей внучки и посулившего за это награду в сто миллионов иен. Я думаю, зрительская аудитория все это оценит и примет картину куда менее сурово. А здесь, на фестивале, надо ждать самых сокрушительных оценок в критических рейтингах.
В этих рейтингах, надо сказать, только что произошел решительный перелом: с вступлением в битву за Золотую пальмовую ветвь фильма братьев Коэн "Внутри Льюина Дэвиса" в конкурсе появился бесспорный лидер - картина набрала 3,3 очка, намного опередив прежнего лидера китайскую ленту "Прикосновение греха". Появился и главный (думаю, уже непобедимый) претендент на приз традиционного каннского конкурса "Кошачья пальма", который проводится среди животных, сыгравших в фильмах важные роли. Это огромный рыжий кот Улисс, который, как считают многие, все в том же фильме братьев Коэн переиграл всех коллег-актеров и решительно перетянул на себя внимание зрителей. Могу подтвердить: когда в кадре кот, все остальное уходит в его могучую тень, так что приз у него практически в кармане. Не случайно Улисс вместе с другими звездами фильма и своим дрессировщиком Дауном Барканом тоже прибыл на Круазетт. И что совершенно удивительно, даже символично: с показом картины братьев Коэн впервые за все дни в Канне воссияло солнце. Как сказано у Райкина, такова великая сила искусства.
Значительно более слабые позиции в рейтинге оказались у фильма, который тоже ждали с интересом: англоязычного психологического триллера Арно Деплешена "Джимми П. Психотерапия равнинного индейца" - он набрал только два балла, не снискав больших симпатий журналистов.
Сложность человеческой психики его героиня Мадлен попыталась продемонстрировать на русской матрешке: как одна кукла последовательно и бесконечно вкладывается в другую, так душа человека вмещена в его сердце, сердце в разум, разум в тело, и все это становится частью чего-то еще более общего - человеческой индивидуальности. На этом простом примере Мадлен докапывается до первоосновы: все эфемерно духовное сложено из чистой физики, в ней первопричины всех наших проблем.
"Джимми П." напоминает венецианский хит 2011 года фрейдистский "Опасный метод" Дэвида Кроненберга: он точно так же предлагает опыт методичного препарирования характера главного героя, этнического индейца, ветерана войны Джимми Пикара (Бенисио дель Торо). Это своего рода психологический детектив, с каким, вероятно, имеет дело любой врач, восстанавливающий клиническую картину по высказываниям больного, его жестикуляции, его поведению и выражению его глаз. Потенциально увлекательный процесс, в который фильм нас вовлекает, делая его соучастниками и даже как бы соавторами конечных выводов.
Джимми Пикар был жестоко травмирован на фронтах Второй мировой войны и поступил в военный госпиталь с жалобами на постоянные головные боли. Никаких внешних причин недуга врачи не находят и определяют диагноз как шизофрения. Французский актер Мэттью Амальрик играет психиатра, антрополога, убежденного фрейдиста Жоржа Деверо, который в ходе лечения вступает со своим пациентом примерно в столь же доверительно-сочувственные отношения, как доктор Рагин в чеховской "Палате № 6". Деверо в свое время провел много времени в племенах коренных американцев и видит коренные причины недуга своего пациента в давнем состоянии угнетенности его племени - эта угнетенность не сознается Пикаром, но имеет на него влияние, для Деверо несомненное. По этому поводу режиссер предпринимает длительные (и, как правило, мощные по изобразительному решению) экскурсы в запутанный мир воспоминаний предполагаемого шизофреника. В мир его несостоявшихся грез, его религиозной веры и жестоком в ней разочаровании, его сомнений и внутренних борений. Для такой роли как нельзя более подходит суровая замкнутость Бенисио дель Торо, актера мощного, с непроницаемым, как у Жана Габена, лицом и минимумом эмоций при огромной, потенциально взрывной силе характера. Чего не скажешь об Амальрике в роли врача Деверо: актер не изменяет своим хитроватым эксцентрическим манерам, не слишком серьезен, ребячлив и не кажется достойным Пикара оппонентом.
При некоторых актерских удачах, фильм Деплешена, мне кажется, взвалил на себя столь неподъемные задачи, что выглядит громоздким и временами скучным. Как фестивальный опыт он годится, но в прокате, мне кажется, обречен.