В Омске открылся завод по производству цемента из золы

Сегодня в Омске открылось новое  производство. Конвейер первого цементного терминала приступил к выпуску портландцемента с использованием золошлаковых отходов омских ТЭЦ. По расчетам инвесторов, строительный материал потеснит контрафактную продукцию, заполонившую омский рынок, а также поможет решить проблему утилизации золы.

Предприятие способно выпускать 700 тысяч тонн цемента в год. Объем перерабатывающих ЗШО составит 280 тысяч тонн. Стоит сказать, что новый терминал  - не первое по счету производство строительных материалов из золошлаков в регионе. Омичи уже научились делать из отходов ТЭЦ пористые материалы, а также кирпич. Теперь настала очередь цемента, в котором наблюдается приличный дефицит.

- 70 процентов того, что предлагает сегодня омский рынок - это контрафакт, - утверждает одни из инвесторов проекта. - Поэтому велика вероятность, что выполненные из такого цемента конструкции, могут начать трещать по швам после первой же сибирской зимы.

Активно внедрять золоемкие технологии инженеров заставляет и еще одна проблема. В настоящее время на территории города скопилось 60 миллионов тонн неэстетичных залежей ЗШО, доставляющих массу неудобств жителям близлежащих микрорайонов. 

Новационная  методика, разработанная и "обкатанная" на Западе, со временем позволит омичам избавиться от этой головной боли. Кстати, название нового материала - портландцемент - также имеет европейскую природу. Имя Портленд (Portland) носит один из английских островов, где добывают схожий по цвету камень. Одноименный цемент, в состав которого входит зола, готов по прочности с ним поспорить. 

По словам управляющего директора цементных заводов концерна Dyckerhoff в Восточной Европе Лозе Кристиан Питера Отто, в настоящее время в Англии, Германии, Италии, Франции золошлаки полностью идут в дальнейшую переработку. Это происходит потому, что  в странах Евросоюза действуют гораздо более жесткие экологические нормы, стимулирующие активно внедрять передовые и чистые технологии.

А в Китае зола вообще считается стратегическим сырьем. Что, впрочем, неудивительно: ученые давно доказали, что ЗШО способны улучшать эксплуатационные свойств многих строительных материалов, в частности, бетона. Так что сомневаться в том, что использование золы обеспечит омскому цементу конкурентоспособность, не приходиться. Один кубометр бетона будет стоить на пять процентов дешевле, а это уже значительный экономический эффект.

Производственный процесс на омском цементном терминале полностью автоматизирован, поэтому и штат предприятия невелик - всего 40 человек. Монтаж оборудования проходил под контролем немецких специалистов.

- 18 фильтров, установленных здесь, обеспечат атмосферному воздуху чистоту, - заявляет технический директор концерна-инвестора Зоннабенд Фолькер.  - Следить за качеством нового продукта поможет спецлаборатория, оснащенная по международным стандартам.

Объем инвестиций в омский  цементный терминал превысил 600 миллионов рублей. По расчетам, уже в этом году налоговые отчисления нового предприятия составят более 20 миллионов рублей, а через пять лет налоги вырастут до двухсот миллионов.

По словам специалистов, объемы выпускаемой продукции будут расти. И здесь есть, о чем подумать руководству омских ТЭЦ, золошлаковые отходы которых являются составной частью портландцемента. Дело в том, что в дело идет не любая зола, а определенного, достаточно высокого качества. А вот ее, как оказалось, в общем объеме омских отходов не так уж и много.

Между тем

Еще один способ утилизировать отходы ТЭЦ в Омске предлагают дорожные строители.  Соответствующую технологию разработали ученые СиБАДИ. Опытный участок дороги с использованием ЗШО появится на города уже в этом году.