28.05.2013 13:36
Рубрика: Дороги

Остаться на берегу

Большинство мостов в регионах округа находятся в аварийном состоянии и требуют ремонта
Для большинства территорий Северо-Западного федерального округа мосты являются неотъемлемой частью не только природного пейзажа, но и основной жизненной необходимостью. В округе десятки тысяч озер и рек поэтому подобные сооружения есть практически в каждом населенном пункте. Их несколько тысяч. Но, к сожалению, мосты, а большинство из них деревянные, находятся в аварийном состоянии. Муниципальные власти говорят, что у них на реконструкцию не хватает средств, областные и республиканские находят деньги на ремонт не больше десятка путепроводов в год. Поэтому в этом году отремонтируют лишь малую их часть.

На маленьком плоту

В 2013 году в Карелии будут отремонтированы 12 мостов. Как сообщил министр строительства республики Александр Ефимов, на их реконструкцию потратят 69 миллионов рублей. Эти сооружения расположены в разных регионах республики. Однако кардинально ситуацию они не изменят. В Карелии 550 мостов, из которых 300 - капитальные, а остальные - деревянные. Именно они, как правило, часто выходят из строя, портятся и становятся не пригодными для транспорта. Каждый год правительство республики выделяет деньги на ремонт данных сооружений, но они снова разрушаются.

В деревне Рыпушкалица, что входит в состав Олонецкого городского поселения, например, не так давно открыли новый пешеходный мост через реку Седокса на месте того, что рухнул более двух лет назад. Без магазина, детского сада, фельдшерского пункта, школы осталась половина деревни. Так и жили, на свой страх и риск перебираясь по тому, что осталось от моста или на плоту. Все это время люди боролись за нормальную переправу. В дело включились местные депутаты и общественный совет. И жителям удалось отстоять деревенский мост, его восстановили. Подобная ситуация и в Хийтольском поселении. Но там путепровод до сих пор не отремонтирован.

Самое же критическое положение с Гоголевским мостом в Петрозаводске, который соединяет центр города с одним из микрорайонов - Древлянкой. Сооружение по решению суда муниципальные власти были вынуждены закрыть еще в конце прошлого года. Чтобы капитально отремонтировать Гоголевский мост, необходимы как минимум два миллиарда рублей. Но таких денег нет ни у муниципалитета, ни у республики.

Что же касается остальных мостов, то в Карелии надеются на деньги Дорожного фонда. По словам министра строительства республики Александра Ефимова, запланированный объем фонда на 2013 год увеличен на 300 миллионов рублей и составляет 3,07 миллиарда. Часть средств пойдет на реконструкцию мостов. А со следующего года во всех районах будут сформированы муниципальные дорожные фонды, в которые будет зачисляться часть акцизов.

Без денег не построить

По оценкам специалистов, состояние дорог и мостов в Архангельской области одно из худших на Северо-Западе. Так, всего в регионе более 760 мостов. 70 процентов из них - деревянные. Около 200 находятся в аварийном состоянии. Из них 192 требуют капитального ремонта, а 40 частичной или полной замены. Чтобы привести все мосты в нормативное состояние, необходимо более двух миллиардов рублей.

Как рассказал заместитель губернатора по инфраструктурному развитию Архангельской области Алексей Алсуфьев, до сих пор в ряде районов Поморья нет круглогодичной автомобильной дорожной связи с областным центром. Поэтому власти и строителям необходимо в первую очередь заняться возведением и ремонтом дорог в сельских поселениях области.

Также он отметил, что в прошлом году на финансирование дорожной инфраструктуры региона было выделено порядка четырех миллиардов рублей. В 2013 году на эти цели запланировано 4,6 миллиарда. Намечается отремонтировать 46 километров дорог и 15 мостовых сооружений.

- Стоит сказать, что по итогам прошлого года остались не освоены 67 миллионов рублей, предназначенные для завершения строительства двух новых мостов в Мезенском районе. Это случилось по вине недобросовестного подрядчика. В этом году работы будут завершены, - подчеркнул Алсуфьев.

Бедственным положением мостовых сооружений в Архангельской области заинтересовалась и областная прокуратура. Она неоднократно выписывала предписания об устранении нарушений. Но, по словам специалистов управления "Архангельскавтодор", без должного финансирования решить проблему сразу невозможно.

- Все работы выполняются в рамках средств из регионального дорожного фонда и целевых программ, а они весьма ограниченны, - отметили в "Архангельскавтодоре".

Складной конструктор

В прошлом году управление дорожного хозяйства министерства инфраструктуры Калининградской области подписало контракт с компанией на диагностику мостов. Их в регионе насчитывается около 670, половина из них не соответствует нормам безопасности, часть - в аварийном состоянии. Чтобы иметь представление о том, какие из них требуют срочного ремонта, ежегодно будут обследоваться по 10-15 сооружений. Столько же региональные власти намерены ежегодно приводить в порядок.

В перечень объектов, нуждающихся в "реанимации", как сообщил корреспонденту "РГ" главный инженер управления дорожного хозяйства Олег Повжик, на 2013 год включены 24 моста: три из них поставлены на капремонт, десять будут реконструированы, на 11 - произведен текущий ремонт. Некоторые объекты из включенных в список "очередников" являются переходящими.

- Работы по реконструкции мелких мостовых сооружений, разбросанных по области, мало интересуют подрядчиков, поэтому торги приходится переносить. Все хотят получить крупные, "дорогие", - пояснил ситуацию с растягиванием ремонтных сроков Олег Повжик.

Всего на текущий год на восстановление мостов в областном бюджете заложен почти миллиард рублей. Снизить общую стоимость производства работ в управлении дорожного хозяйства надеются за счет приобретения 24-метрового моста-трансформера, который можно использовать в качестве объездного пути, чтобы не строить, а потом демонтировать временный переход. "Складной "конструктор" поступит в собственность регионального департамента и будет выдаваться в аренду подрядчику на время проведения капитального ремонта мостов", - уточнили дорожники.

По новому мосту в Колвицу

В капремонте нуждаются многие мосты и в Мурманской области. В частности, в 2013 году дорожники намерены закончить реконструкцию моста через реку Печенга с подходами, эти работы продолжаются уже третий год. Старое сооружение разберут и сделают из него пешеходный мост к кладбищу, о чем давно просят жители Печенги.

Отдельный вопрос - мост через реку Тулома, который соединяет город Кола с западным берегом залива. В своем нынешнем виде он существует более 60 лет и давно устарел морально. Как сообщили в "Упрдор "Кола", недавние испытания показали, что сооружение не отвечает современным требованиям по грузоподъемности, поэтому сейчас движение большегрузного транспорта через него ограниченно. Правда, когда начнутся работы и что они будут подразумевать, сказать сложно - проекта еще нет. Все зависит от того, выделит ли федеральный центр средства на обследование моста в 2013 году. Один из вариантов - сделать мост однопролетным и снабдить безопасными пешеходными дорожками.

С мостами, относящимися к ведению муниципалитетов, ситуация сложнее. Например, недавно суд удовлетворил прокурорский иск о строительстве социально значимого автомобильного моста через реку Колвицу Кандалакшского района. Поводом для прокурорской проверки стали обращения местных жителей. Надзорные органы выяснили, что единственный автомобильный мост, соединяющий поселок Колвица с дорогой в другие населенные пункты, практически разрушен.

- Из-за невозможности передвижения по мосту автотранспортных средств, в том числе и аварийно-спасательных и спецтехники, в прошлом году в поселке полностью сгорело несколько домов, - отметили в прокуратуре.

Теперь по решению суда администрация Кандалакши обязана построить новый мост до 1 ноября 2014 года.