Газовые двигатели для автотранспорта будут выпускать в Ярославле
Волжские дизелестроители заключили с ведущим международным производителем автомобильных газотопливных систем и компонентов - компанией Westport - соглашение о разработке линейки двигателей, работающих на сжатом (компримированном) природном газе (CNG) для автомобильной, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники. Двигатели ЯМЗ-CNG 534 мощностью от 120 до 170 лошадиных сил и ЯМЗ-CNG 536 на 230-300 "лошадок" стандартов Евро-4 и Евро-5 планируется создать на базе семейства дизелей ЯМЗ-530, которые с начала 2013 года пущены в серийное производство. Первые опытные образцы должны быть созданы уже к ноябрю, а с января их выпуск может быть поставлен на поток. Инвестиции в разработку двигателя и модернизацию линии по их выпуску составят 600 млн руб.
Та техника, которая сейчас способна ездить на газомоторном топливе, оснащена в основном двухтопливными силовыми агрегатами. "Новый двигатель будет чисто газовым, - сообщил "Российской бизнес-газете" исполнительный директор по проекту CNG компании "Русские машины" Петр Золотарев, - однако мы не исключаем возможность создания двухтопливного газодизельного двигателя и уже ведем его разработку. Но эта инновация требует очень аккуратного подхода из-за отсутствия технических регламентов. В мире такой вариант силового агрегата тоже только рассматривается. Что же касается газовых двигателей, то сейчас главная задача - обеспечить им надежность, мощность, экономичность и приемлемую цену, тогда они будут иметь спрос на внутреннем и международном рынке".
По словам директора по развитию дивизиона "Силовые агрегаты" Валентина Фомина, новыми газовыми двигателями будут оснащаться среднетоннажные грузовики "ГАЗ", "МАЗ" и "Урал", пассажирские автобусы "ПАЗ", "ЛиАЗ", "КАВЗ", Unimax, а также дорожно-строительная, сельскохозяйственная и железнодорожная техника, которую "устраивают" двигатели мощностью от 120 до 300 л.с.
"Газ - наиболее перспективная альтернатива традиционным видам моторного топлива, - считает вице-президент компании Westport Маурицио Грандо. - И за последние 10 лет мировой парк автомобилей, работающих на CNG, вырос примерно в 10 раз. Природный газ является самым дешевым, безопасным и экологически чистым видом топлива. У России огромные запасы природного газа и не менее огромный потенциал его использования в качестве моторного топлива. Этому, наряду с инициативой правительства по переводу общественного транспорта на газ, как нельзя кстати будет способствовать производство газовых двигателей в Ярославле и старт проектов по развитию газозаправочной инфраструктуры в российских регионах, среди которых и Ярославская область".
Пока никто из руководства "Автодизеля" не берется сказать, сколько именно газовых двигателей собирается выпускать предприятие, поскольку все зависит от спроса на эту технику. Проектная мощность цеха по производству ЯМЗ-530 - 50 тысяч в год. Но цех работает не про запас, а по спросу, в соответствии с заключенными договорами. План на нынешний год - 8 800 шт., однако с января продано уже больше 4 тыс., так что, скорее всего, планка будет превышена. "По спросу" станут выпускать и ЯМЗ-CNG. Но, как сообщил "Российской бизнес-газете" Валентин Фомин, когда они будут запущены в серийное производство, цех начнет с 15 процентов от общего объема выпуска, а там "конъюнктуру определит рынок".
Вообще же в планах предприятия к 2016 году освоить выпуск двигателей мощностью от 130 до 1000 лошадиных сил, работающих на всех видах топлива. Уже сейчас ярославцы снабжают армейскую технику модифицированной версией ЯМЗ-530, способной тянуть и на бензине, и на солярке, и на керосине.