Ярославские депутаты решили разработать новый "дачный" закон

Километры бесхозных непроезжих дорог, обветшавшие электросети - это реалии, привычные для ярославских садоводов и огородников. Чтобы к дачным массивам вели нормальные трассы, а люди не рисковали здоровьем, обрабатывая летом свои сотки, депутаты областной Думы намерены подготовить региональный закон.

Бумажное бездорожье

Сумасшедшая весна-2013, когда в марте в Ярославской области снегу выпало больше, чем в феврале, обозначила застарелую проблему многих местных дачников особенно остро: по дорогам, ведущим к садоводческим товариществам, люди не могли проехать вплоть до начала мая. Потому что назвать дорогами иные пути к дачам невозможно в принципе.

Тем садоводам, чьи товарищества расположены вблизи населенных пунктов, можно сказать, повезло: к этим кооперативам тянутся муниципальные дороги, которые местные власти худо-бедно, но все же иногда ремонтируют, чистят или хотя бы обещают это сделать, когда из дорожного фонда выделят деньги. Если же садоводства разместились в отдаленных лесах и полях, их дорожные проблемы не волнуют никого, потому что, как выяснилось на недавней встрече руководства областной Думы с представителями товариществ, дорог к ним официально не существует вообще.

То есть десятки лет назад, выделив людям по шесть соток, власти "забыли" подумать над тем, как горожане будут до них добираться. В итоге за многие годы люди просто утоптали и укатали наиболее удобную дорогу к своим соткам, но вкладываться в его содержание и тем более ремонт, конечно, не могли. Весной, осенью и в затяжные летние дожди эти "дороги" становятся непроезжими. А значит, в случае ЧП к дачникам, выезжающим в свои "сады" подчас на все лето, не доберутся ни "скорая", ни пожарные, ни милиция.

По информации Ярославского областного Союза садоводов, в регионе сегодня "не существует", то есть нигде не зарегистрировано и не учтено, 60 километров дорог, ведущих к дачным кооперативам. Однако вернуть их из небытия, по мнению специалистов, чрезвычайно непросто.

- Согласно 257-му федеральному закону об автомобильных дорогах, подъезды к дачным кооперативам относятся к частным дорогам необщего пользования, - пояснила заместитель директора областного департамента дорожного хозяйства Ирина Зиновьева. - Их содержание, ремонт и строительство должны обеспечивать сами садоводческие товарищества.

При этом федеральное же законодательство, по словам председателя областного союза садоводов Анатолия Карева, разрешает дачникам тратить взносы лишь на те дороги, которые расположены внутри товариществ, и запрещает расходовать их на подъездные пути. Да и не по силам такие траты садоводам, большинство из которых пенсионеры, экономящие каждую копейку.

В правовом вакууме

Не торопятся брать "несуществующие" дороги под опеку и муниципалитеты, где и без дачников дорожных проблем предостаточно.

- Каждое муниципальное образование уполномочено формировать перечень автомобильных дорог местного значения, - продолжает Ирина Зиновьева. - В некоторых муниципалитетах, например в Рыбинске, включили подъезды к садоводческим товариществам в состав муниципальной собственности, но в большинстве муниципальных образований этого не сделано, потому что закон не обязывает. При этом руководство муниципалитетов понять можно. Они говорят: "У меня 300-500 населенных пунктов, и только 50 процентов из них соединены дорогами. Естественно, я буду направлять деньги на обеспечение подъездов к этим пунктам с постоянно проживающим населением. Мне эту проблему надо решить, и только после этого мы будем решать проблему садоводов".

В результате, по словам председателя Ярославской областной думы Ильи Осипова, ярославские дачники, которых летом в районах подчас больше, чем постоянных жителей, ежегодно оказываются в "некоем правовом вакууме и группе риска", потому что "их не видят районные власти".

- У меня 700 дачников, и дома солидные, а в соседней деревне - пять домов и одна бабуля. Но к ней, в отличие от нас, и почта едет, и дорогу чистят, - возмущен председатель СТ "Нефтяник-2" Евгений Тихонов. - Надо решить вопрос, чтобы на уровне области и муниципального образования была утверждена такая социальная единица - дачник. Нужно осознать, что дачник - есть.

У кромки асфальта

Чтобы сдвинуть с места неповоротливую проблему, участники прошедшего в областной Думе совещания решили для начала провести "короткую инвентаризацию" бесхозных дачных дорог и выяснить, по чьим землям они проходят, а потом уже поднимать вопрос о межевании и регистрации.

- Необходимо подключить органы местного самоуправления, потому что они располагают всей необходимой информацией, чтобы понимать, с чем мы можем столкнуться, с какими претензиями собственников земли, а дальше уже решать проблему поэтапно, - предложила заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений Анна Желиховская.

Впрочем, как выяснилось, дачнику не всегда комфортно, даже если садоводство расположено у хорошей асфальтированной дороги регионального значения.

60 километров дорог, ведущих к дачным кооперативам, нигде не зарегистрированы

- Многие садоводческие товарищества находятся возле региональных дорог, - объясняет председатель комиссии по местному самоуправлению и ЖКХ Общественной палаты Ярославской области Анатолий Упадышев. - Но там, где люди ждут автобуса, как правило, нет нормальных остановочных комплексов, знаков ограничения скорости, пешеходных переходов. Только на трассе Ярославль - Рыбинск таких дачных кооперативов десятки, и все без нормальных остановок. Люди перебегают дорогу с детьми, с сумками, при движущемся транспорте, стоят буквально на краю асфальта, потому что там нет никакой подсыпки, чтобы люди могли стоять...

До уровня поселений

... Затронув тему дачников, ярославские думцы столкнулись с таким ворохом проблем, решить которые, по их признанию, может только новый региональный "дачный" закон. Бесхозные подъездные дороги, ветхие электросети, годами не решаемая проблема утилизации мусора, необеспеченность водоснабжением, телефонной связью и так далее...

13 субъектов РФ из 83 уже приняли законы, регулирующие вопросы господдержки садоводческих некоммерческих объединений. По этому же пути собираются идти ярославцы.

- Главная задача - подготовить закон о дачниках, - заявил Илья Осипов. - Сейчас очень много неотрегулированного, непонятно, кто за что отвечает: дорожники, департамент АПК, местные власти. Чтобы расставить все точки над "i", нам необходим закон, программа поддержки садоводческих товариществ с четкими и понятными для чиновников задачами.

По словам спикера ярославского парламента, в первую очередь необходимо определить правовой статус садоводств и, возможно, поднять их до уровня поселений, потому что "некоторые садоводческие товарищества летом могут поспорить по численности населения с райцентрами области". Кроме того, необходимо сделать так, чтобы "те небольшие суммы, которые садоводы недополучают сегодня по имеющимся уже программам, были получены, а дороги были оформлены в муниципальную собственность и из дорожного фонда выделили деньги на содержание".

Особенно дачников обнадеживает тот факт, что депутаты намерены выполнить задуманное "в самые короткие сроки".

Кстати

В Ярославской области действуют 730 садоводческих товариществ, в которых числятся 140 тысяч садоводов. По данным областного союза садоводов, силами дачников производится 80 процентов выращиваемых в области овощей, 65 процентов - картофеля, 99 процентов - плодово-ягодных культур. Из областного бюджета садоводства региона сегодня получают помощь только по четырем направлениям: им компенсируют часть затрат на удобрения, электрификацию и реконструкцию электросетей, водоснабжение и реконструкцию водопроводных сетей. Кроме того, областной бюджет финансирует организацию выставок, ярмарок, конференций и награждение лучших садоводов почетным знаком "Золотое яблоко". В этом году на поддержку садоводства и огородничества из областного бюджета запланировано выделить 4,6 миллиона рублей (пока выделено 3 миллиона).