10.06.2013 11:49
    Поделиться

    Эксперт: Сеул и Пхеньян должны показать готовность к компромиссам

    Неожиданно трудными и напряженными оказались межкорейские переговоры на рабочем уровне, которые начались утром 9 июня и растянулись вплоть до рассвета следующего дня. Несмотря на 16 часов интенсивных консультаций Сеул и Пхеньян оставили нерешенными целый ряд важных вопросов, что может стать препятствием на пути активизации межкорейского диалога. Многое будет зависеть от дополнительных дипломатических усилий и готовности двух стран к уступкам, что станет своего рода тестом как для Юга, так и Севера в их решимости наладить сотрудничество.

    Напомним, что 9-10 июня в местечке Пханмунчжом прошли межкорейские переговоры на рабочем уровне, целью которых должно было стать согласование технических деталей будущих консультаций более высокого уровня - министерского. Стороны решили продолжить диалог на более высоком уровне, оставив открытым вопрос об уровне представителей.

    К этим консультациям с самого начала было приковано большое внимание. Судя по предварительным заявлениям южан, они были уверены в их успехе. Даже после первой половины дня 9 мая, когда уже интенсивно шла дискуссия, представители Сеула не уставали подчеркивать, что Юг и Север "конечно согласны провести 12 июня в Сеуле переговоры на уровне министров". Оставалось, по первоначальной версии, только лишь согласовать рутинные детали - повестку дня, срок проведения, количество членов делегации, маршрут движения.

    Однако, как стало ясно позже, разногласий на самом деле больше, чем ожидалось, да и обе стороны оказались слишком неуступчивыми по многим важным параметрам. Семь раундов консультаций, которые длились 16 часов подряд, растянувшись до 3 часов 40 минут утра следующего дня, как с участием всех членов делегаций, так и беседы в стиле "тет-а-тет" между главами представительств не помогли согласовать ряд важных деталей.

    По сути, Сеул и Пхеньян договорились четко лишь в следующем: новые переговоры состоятся в южнокорейской столице 12 июня, продлятся два дня, в делегациях будет по пять человек. К явному удивлению и разочарованию Юга Север так и не дал явного согласия на консультации именно на уровне министров. Это видно из текста формулировок.

    По поводу главы делегации со стороны Южной Кореи сказано, что им должно стать "официальное лицо, которое несет ответственность за межкорейские отношения и может принимать решения". Северяне же согласились тоже только на расплывчатую фразу о "высокопоставленном ответственном лице". Так что остается неясным, переговоры какого уровня пройдут через два дня в Сеуле. Очевидно, что Юг настаивает именно на уровне министров и готов направить министра объединения Рю Гиль Чжэ. Южане при этом прямо сказали северянам, что хотят видеть в качестве партнера по переговорам Ким Ян Гона, который отвечает в руководстве КНДР за отношения с Южной Кореей и является фигурой министерского уровня. Северяне же явно хотят понизить уровень до директора департамента министерства или партийного функционера аналогичного ранга. В итоге стороны так и не смогли прийти к единому мнению.

    В Сеуле же теперь опасаются, что они могут попасть в неудобное положение, если на встречу с их министром 12 июня прибудет из КНДР человек более низкого уровня. Для правительства президента Южной Кореи Пак Кын Хе это будет не самым приятным началом деятельности на северокорейском направлении. В этой связи среди южнокорейских консерваторов уже стали открыто стали выражать недовольство итогами переговоров в Пханмунчжоме.

    Однако на этом список нерешенных в ходе прошедших консультаций проблем не исчерпывается. Юг и Север не смогли согласовать и повестку дня. Так, Сеул хочет обсуждать вопрос возобновления работы Кэсонского технопарка, туристических поездок в северокорейский горный курорт Кымгансан, а также проведение встреч разделенных семей. Пхеньян полностью согласен с этим, но также хочет провести совместные торжественные мероприятия, посвященные межкорейскому саммиту 2000 г. (Совместное заявление от 15 июня), а также Декларации от 4 июля 1972 г. Южане же не очень хотят участвовать в этих мероприятиях, тем более что до первого вообще осталось мало времени.

    Как видно, нерешенными остались два главных вопроса - уровень и повестка дня. Юг и Север договорились их попытаться согласовать за два дня по рабочим каналам. Все теперь зависит от того, насколько оба правительства действительно готовы к сотрудничеству. Понятно, что КНДР пытается "дозировать" уровень встреч, постепенно поднимая его в обмен на какие-то уступки со стороны Южной Кореи. Но последняя уже пообещала, что пройдут именно "министерские переговоры". Если условия Сеула будут удовлетворены, то, насколько можно судить, с посланниками КНДР встретится и президент Юга Пак Кын Хе. Это однозначно станет хорошим импульсом для активизации межкорейского сотрудничества. В противном случае южане нежелание прислать министра могут воспринять как своего рода дипломатическое "принижение" со стороны Севера. А Пак Кын Хе будет уже труднее "продавливать" новые контакты.

    В принципе, не исключено ,что Сеул и Пхеньян в итоге пойдут на в блиц-обмен в стиле "ты - мне, я - тебе", "подарив" друг другу то, что они уже пообещали и от чего трудно отступить без "потери лица". Юг получит в гости министра из КНДР, который встретится с президентом Пак Кын Хе, а затем переговоры скорее всего будут весьма успешными, Север же добьется приезда делегаций Юга на торжественные мероприятия 15 июня и 4 июля. В принципе, насколько можно судить, уступки-то не такие уж и большие, а потому могут стать приемлемым для обеих сторон сценарием.

    Возможен и "половинчатый вариант" - обещание КНДР прислать министра позже в обмен на поездку южан в КНДР только и 4 июля.

    В любом случае сейчас на Корейском полуострове сложилась интересная ситуация. После фазы резкого и жесткого противостояния, которая наблюдалась этой зимой-весной, началась "оттепель". При этом друг с другом со стороны Юга и Севера говорят достаточно новые люди: это первые полноценные межкорейские контакты при новых правительствах. В Южной Корее Пак Кын Хе пришла к власти только в конце февраля этого года, а Ким Чен Ын правит КНДР немногим более года. Теперь же и Сеулу и Пхеньяну придется показывать, готовы ли они к взаимным уступкам и компромиссу ради сотрудничества или логика противостояния и борьбы самолюбий снова победит, что в итоге может привести и к новым обвинениям в адрес друг друга и даже очередной конфликтной ситуации.

    Поделиться