Блокировка должна осуществляться провайдерами или администраторами ресурсов в течение трех суток. Авторами законопроекта стали Владимир Бортко (КПРФ), Елена Драпеко ("Справедливая Россия"), а также член комитета Госдумы по культуре Мария Максакова-Игенбергс ("Единая Россия").
В "Яндексе" отмечают, что в проекте отсутствует требование на какой-либо стадии процедуры по указанию полной ссылки (URL), а также описанию материала, который предположительно нарушает исключительные права. Таким образом, "информационный посредник" во многих случаях будет неспособен отыскать материал, о котором идет речь. Кроме того, в проекте не предусмотрена обязанность правообладателя уведомить информационного посредника о потенциальном нарушении. Эти и другие недочеты "создают колоссальные возможности для злоупотреблений правообладателей", считают в компании.
По версии "Яндекса", полное блокирование сайтов по IP адресу не должно применяться в тех случаях, когда эта мера может затронуть иные добросовестные сайты. "Предпочтение должно отдаваться блокированию конкретного материала только по прямой ссылке", - говорится в сообщении, опубликованном в блоге компании. Кроме того, необходимо предусмотреть быструю процедуру автоматической разблокировки сайтов, в том числе, в случае если правообладатель не обращается в установленный судом срок с иском о нарушении, считают в "Яндексе".
Обязательным условием для блокировки должно стать направление информационному посреднику со стороны работодателя соответствующего уведомления. Оно, в частности, должно включать в себя полное наименование и адрес правообладателя, ссылку на "материал-нарушитель" и его описание, а также ссылку на материал, размещенный правомерно. Кроме того, в уведомлении должно содержаться обоснование наличия нарушения.
Также "Яндекс" выступил против предложений по изменению законопроекта, в которых, в частности, предлагается включить в сферу действия закона поисковые системы. "Текущая редакция положений гражданского законодательства... не предусматривает возможности для привлечения к ответственности за нарушение исключительных прав при размещении ссылок как поисковыми системами, так и администраторами сайтов и пользователями", - подчеркивают в компании.
Напомним, что с критикой законопроекта ранее выступила Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). По мнению экспертов организации, документ не содержит необходимости указания на конкретное нарушение и предусматривает обязательность мониторинга и фильтрации.
"Предусмотренные законом процедуры технически неисполнимы, поскольку уполномоченный орган не обязан сообщать о том, по какой конкретно ссылке расположен материал, нарушающий исключительные права (уведомление уполномоченного органа содержит лишь наименование произведения, автора и правообладателя и требование принять меры), требуют от провайдера осуществлять предварительный мониторинг всех последующих загрузок, в противном случае на момент обращения уполномоченного органа к ресурсу, на нем может заново появиться соответствующий материал, что повлечет блокировку ресурса даже при принятии провайдером хостинга мер в отношении конкретного определенного им владельца сайта или пользователя", - говорится в сообщении РАЭК.
При этом механизм "полного блокирования", предлагаемый авторами законопроекта, смогут легко обойти сами пираты, в распоряжении которых есть разнообразные технические средства, в то время как добросовестные интернет-ресурсы могут пострадать от применения закона, считают в РАЭК. В настоящее время специалисты организации совместно с ее участниками готовят альтернативный законопроект, который "защищает интересы правообладателей и не ущемляет интересы пользователей интернета и информационных посредников".
Игроки российского интернет-рынка также отмечают, что по характеру запретительных мер новый законопроект схож с американским законом SOPA (StopOnlinePiracyAct), который в итоге не был принят.
С предложениями о внесении изменений в новый законопроект намерена выступить и корпорация Google, заявили в телефонном разговоре с "РГ" ее представители. По их словам, в настоящее время компания в работе с пиратским контентом руководствуется действующим российским законодательством и внутренними процедурами. В частности, правообладатели имеют возможность получить доступ к средствам поиска и удаления пиратского содержимого. Жесткое регулирование, призванное побороть контрафакт, может навредить и самим правообладателям, считают в Google.