Стоит напомнить, что еще в начале 1990-х годов развернулась конкурентная борьба между фирмами "МиГ" и "Яковлев" по созданию нового учебно-тренировочного самолета для обучения курсантов летных военных училищ. Соревновались МиГ-АТ и Як-130. Оба самолета имели практически равные характеристики, и командование ВВС никак не могло определиться с выбором победителя. И тогда было предложено доработать учебно-тренировочные самолеты в учебно-боевые. Яковлевцы с этим справились быстрее и лучше. И уже в новом веке ВВС сделало выбор в пользу Як-130.
На всех выставочных презентациях, что на российском МАКСе, что в Фарнборо или Ле Бурже, Як-130 позиционировался как учебно-боевой. И на салон "Париж Аэрошоу - 2013" этот самолет привезли с солидным боезапасом, который выложили на статической стоянке прямо перед машиной.
Однако фактически Як-130 остался учебно-тренировочным. Конечно, как и заявлялось ранее, он способен нести боевую подвеску: пушечное вооружение, ракеты и бомбы. Такое военное снаряжение позволяет курсантам на практике осваивать применение оружия по наземным целям на специальных полигонах. Ощутить себя не виртуальным стрелком на тренажере, а летчиком, давящим на гашетки и реально поражающим какие-то цели - очень важно при подготовке именно боевых летчиков, а не просто пилотов, способных управлять самолетом в воздухе.
Тем не менее, хотя Як-130 действительно может нести вооружение и стрелять им, боевым его считать никак нельзя - это по-прежнему навороченный и очень хороший, но лишь учебно-тренировочный самолет, а не учебно-боевой.
И только сейчас стал рассматриваться вопрос о создании на базе Як-130 полноценного легкого ударного самолета. Для того чтобы его сделать, по словам Константина Поповича, необходимо существенно доработать конструкцию самолета, усилить его планер.
На ударном Як-130 будет установлено легкое бронирование. Появятся системы радиоэлектронного подавления, будут установлены современный радарный комплекс и оптико-электронное оборудование для управления высокоточным оружием. Появится система дозаправки в воздухе. Як-130 станет всепогодным.
Все это даст возможность использовать самолет в боевых условиях без захода его в зону поражения средствами ПВО ближнего боя. Кстати, интерес к легким ударным самолетам в мире растет, о чем свидетельствует наземная экспозиция салона в Ле Бурже, уставленная различными легкими самолетиками с бомбами и пушками под крыльями. И на этом фоне Як-130 в боевом оснащении смотрится как настоящий фаворит. А если удастся реализовать все, о чем сказал на салоне Константин Попович, учебно-боевой Як-130 окажется вне конкуренции.
Пока же машина активно поставляется заказчикам в учебно-тренировочном варианте, и отзывы о ней самые положительные.
Буквально накануне открытия салона в Ле Бурже еще шесть Як-130 были отправлены из Иркутска, где их выпускают, в Борисоглебское авиаучилище. Сейчас там уже тридцать восемь Як-130. До конца года будет поставлено еще двенадцать самолетов.
Опыт использования этих машин в Борисоглебске показал, что значительно повышается качество обучения. Курсанты всех курсов с удовольствием летают на Як-130. Машина оказалась пригодной и для первоначального обучения и для шлифовки летных навыков у курсантов выпускных курсов. Те, кто летали на Як-130, отмечают простоту управления и качественную эргономику кабины.
Сегодняшний день салона в Ле Бурже начался без дождя. Основные события будут связаны с ожидаемым приездом президента Франции и показом ему и всем гостям новейшего пассажирского лайнера А-350. К слову, визит Франсуа Олланда никак не скажется на работе салона. Выгонять "лишних" посетителей не станут, хотя меры безопасности, конечно, усилены.