Беглый офицер ГРУ в своих книгах повторяет официальную нацистскую версию: нападение на СССР было превентивным ударом, "оборонительной войной". Не Германия, а Советский Союз виноват в войне. СССР сам готовился напасть - немцы просто были вынуждены упредить готовящийся удар.
Расцвечивает он эту идею многими "военно-техническими доказательствами", общий смысл которых прост: и стратегия Красной Армии, и военная техника были сугубо наступательными, плюс огромная концентрация советских войск на западной границе. Значит, СССР планировал войну, а "окончательные решения" скрывают от нас в сверхсекретных архивах.
Серьезные историки на Западе Суворова вообще не принимают во внимание. Его труды проходят по разряду "ревизионистских сказок" - в том же ряду, что отрицания Холокоста и т. п. Конечно, нет закона, чтоб за согласие с Суворовым отдавали под суд, но академический суд свой приговор вынес. Книги Суворова - вульгарный трэш, "сенсация дилетантов".
Зато на брошенной родине "историк в штатском" обрел славу.
У нас научная история не высовывает нос за пределы круга профессионалов. В обычных книжных магазинах в разделе "история" представлены потоки апологетической литературы о Сталине ("новейший культ личности"), "научный антиамериканизм", антисемитская графомания. Вот основные "тренды народно-исторической мысли". И было бы очень странно, если бы на такой поляне не разрослись "суворовцы".
Любопытно, что теория Суворова, формально "разоблачающая Сталина" как "виновника войны", в нашей идеологической атмосфере превращается в часть сталинской апологетики.
Ведь миролюбие и честность никто не причисляет к достоинствам Вождя. Совсем наоборот - эти качества его поклонники в принципе презирают как "слабость и глупость" (как и считал их кумир). То ли дело коварство, воля, а главное - масштабные агрессивные планы. Тиран, готовящий войну за мировое господство, это круто. Пусть сорвалось - что ж, не ошибается тот, кто ничего не делает. Но такой образ Великого и Ужасного куда мощнее, чем представление о том, что он просто вульгарно боялся Гитлера, боялся немецкого нападения и вообще не формировал повестку дня, а всего лишь как-то реагировал на действия Германии, причем реагировал трусливо и глупо, играл роль "подкидного дурака" в немецкой игре.
Между тем в реальности было именно так.
Да, СССР был милитаристской страной, а официальная военная концепция была жестко наступательной - "на вражьей земле, малой кровью, могучим ударом". Под это и техника готовилась. Только это были не реальные планы, а военно-идеологический пиар, такая же пустая брехня, как разговоры про "мировую революцию". Эта болтовня оставалась, как лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", на всех советских газетах, как слова "секция Коминтерна" на партбилете ВКП (б). А в жизни Сталин создавал не "Земшарную республику Советов", а "социализм в отдельно взятой стране", т. е. старался поглубже спрятать СССР в скорлупе, законопатить все щели в железном занавесе, скрывающем от советских людей страшный внешний мир. Гитлер стремился к экспансии - Сталин к самоизоляции.
Даже когда жестокая логика войны потребовала выхода на иностранную территорию, Сталин не только не захватил и не присоединил к СССР страны Восточной Европы, он оставил между СССР и этими странами-вассалами все тот же железный занавес. О каком нападении на Германию, Европу при такой психологии могла идти речь? Максимум склевать "балтийско-бессарабские зернышки"...
Наконец есть прямые факты.
14 июня Сталин шлет Гитлеру SOS - знаменитое "сообщение ТАСС", где сказано, что СССР сам соблюдает договор о дружбе с Германией и верит, что немцы тоже соблюдают. При этом через пару недель, по "мысли Суворова", собирается напасть на Германию! Такое коварство? Да это не "коварство", а прямо идиотство - выставить себя на весь мир именно лживым агрессором.
Да что там 14-го... Уже 22 июня, когда война шла вовсю, смертельно испуганный и растерянный вождь посылал в войска безумные телеграммы: "немцев разбить, но государственную границу не переходить". Все еще надеялся решить дело миром! Хорош агрессор... Нет, агрессия Сталина, конечно, была внутри герметичной страны, вот там она кипела и щедро изливалась на "троцкистов", "кулаков", "шпионов": "молодец против овец".
А с "нацистским молодцом" был овцой: изо всех сил "умиротворял г-на Волка", отправляя в 1939 - 1941-м в его ненасытную пасть эшелон за эшелоном: зачем вам нападать, раз от нас и так все получаете? Да, Сталин отчаянно укреплял западные военные округа не для нападения, даже не столько для обороны, сколько все в той же надежде, что немцы, видя всю эту гору войск, танков, самолетов, поостерегутся нападать.
Но хоть Сталин нападать не собирался, может, немцы и правда боялись этого нападения и готовили превентивный удар? И тут не сходится. О необходимости покорения "восточных земель" написано еще в "Майн капмф". И вот это были не пустые слова вроде "пролетарского интернационализма" в СССР. Нет, Гитлер свято верил в свою расовую теорию, верил, что славяне "недочеловеки", их удел быть рабами арийских господ. Наконец, сам план "Барбаросса" составлялся вовсе не как план "упреждающий", а как план законченной и беспощадной агрессии, план "расовой войны", войны на истребление противника, с целью захвата его территории до Урала. Сам факт "популярности теории Суворова" всего лишь симптом состояния нашего общественного сознания. Отвыкшего от здравого смысла, приученного к лжи и конспирологии.