Оппозиция Египта выдвинула президенту Мурси ультиматум

У Мухаммеда Мурси есть два дня на то, чтобы уйти: такой ультиматум выдвинули накануне египетские оппозиционеры главе государства.

Между тем обстановка в арабской республике накалилась до предела. Вчера в больницы по всей стране продолжали поступать сотни раненых в ходе беспорядков, в списках погибших, по разным данным, от семи до четырнадцати человек.

Только в столице на улицы вышли более двух миллионов демонстрантов, выступающих за немедленную отставку Мухаммеда Мурси и отстранение от власти исламистов. Им противостояли тысячи сторонников режима, пообещавших "защищать идеалы ревоюлюции до конца". Как и опасались наблюдатели, столкновений "стенка на стенку" избежать на удалось. Жарко было не только на знаменитой площади Тахрир, которая два года назад стала символом "арабской весны". У главного офиса "Братьев-мусульман" в столичном районе Мукаттам развернулись настоящие бои.

Еще с вечера воскресенья толпа принялась забрасывать здание "коктейлями молотова", осажденные в ответ отстреливались из дробовиков. На следующий день противникам Мурси все же удалось прорваться внутрь. Они выбрасывали из окон вещи и выносили мебель. По свидетельству очевидцев, полиция и военные предпочитали не вмешиваться. Еще накануне протестных акций в МВД республики заявили, что не будут обеспечивать безопасность штаб-квартир политических движений и партий.

То, что происходит в эти дни в стране, уже открыто называют второй революцией. Все призывы президента к национальному диалогу лидеры оппозиции начисто отвергли. Молодежное движение "Бунт" обнародовало требование, чтобы Мурси ушел в отставку до 17.00 вторника. В противном случае активисты обещают устроить акции гражданского неповиновения, а также пойти штурмом на президентский дворец.

"Когда читаешь последние выступления Мурси, то чувствуется, что он очень устал. Ведь он никогда не был заточен на политику, - рассказал "РГ" эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. - Президент все-таки занимает гибкую позицию, но страна расколота. У него есть выбор: либо пойти на уступки, но в этом случае его будут постепенно убирать, либо обратиться за помощью к исламским радикалам. Однако это будет означать гражданскую войну. По всей видимости, должен быть найден очень сложный консенсус между либералами, Мурси и салафитами, которые не хотят уходить с политической арены".

При этом многие эксперты признают: оппозиция умело играет на протестных настроениях, однако ясной стратегии у нее нет. По словам собеседника "РГ", в армии, от которой многое сейчас зависит, тоже нет единства. Одно дело - генералитет, а другое - младшие офицеры и сержанты, многие из которых видят выход из египетского тупика именно в исламе. Так что среди военных в критической ситуации не исключен раскол.

Комментарий

Елена Супонина, руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований:

- Я лично встречалась и со свергнутым президентом Хосни Мубараком, и с нынешним главой Египта Мухаммедом Мурси. Что меня удивило после общения с Мурси, так это то, что он о проблемах страны говорил почти то же самое, что и его предшественник. Прежде всего, речь шла о тяжелом экономическом положении, об угрожающе стремительном приросте численности населения, о коррупции, о том, что ни одна политическая сила в одиночку не может с этим справиться. И останется сейчас Мурси или нет, не столь уж важно, потому что останутся проблемы. Кто бы сейчас ни попытался их решить, он неизбежно потерпит неудачу. Простая смена власти здесь не поможет. А значит, страну ждет очень длительная полоса нестабильности. Поэтому египтянам не позавидуешь. Сейчас в Египте реально есть только две организованные силы. Это армия и исламисты, которые стоят за Мурси. Костяк исламистов - "Братья-мусульмане". Их остро критикуют, но, по моему мнению, если бы не год их правления, все могло бы быть гораздо хуже. Военные занимают выжидательную позицию, они по-прежнему сильны в Египте, и их голос будет очень важным. Другое дело, что ни военные, от которых очень многие устали, ни исламисты не в состоянии объединить население.

Противостояние разворачивается еще в одной плоскости - идеологической. Оно очень опасно, потому что, особенно когда затрагиваются религиозные чувства, любое неосторожное действие может привести к очень тяжелым последствиям. Между тем решается судьба Египта: станет ли он более религиозным государством, которое будет жить по нормам шариата, или же возьмут верх более либеральные взгляды, привычные многим египтянам.