До сих пор, напомним, регулярно происходили конфликты, когда авиакомпании отказывались перевозить пассажиров-инвалидов, ссылаясь то на отсутствие нужного оборудования на борту, то на "помехи" и "неудобства", которые такой "нестандартный" пассажир доставит остальным участникам полета.
"Мотивацией к отказу в перевозке являлась статья Воздушного кодекса, которая позволяла перевозчику расторгнуть договор перевозки, "если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц", - поясняет один из авторов нового закона, зампредседателя Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаил Терентьев. - То есть перевозчикам и аэропортам фактически было дано право произвольно оценивать состояние здоровья пассажиров, а также произвольно придумывать некие "особые условия", отсутствие которых позволяет им не исполнять договор перевозки". Теперь эта несправедливость устранена. Никаких отговорок со стороны авиаторов и быть не может. Правда, полгода дано авиабизнесу на то, чтобы подготовиться к новому порядку: оснастить самолеты специальными креслами-колясками, другим нужным оборудованием, обучить персонал.
Это нам, здоровым, невдомек, каково это - передвигаться в коляске. Так что учиться аэропортовским служащим и летному составу и впрямь есть чему. Всего несколько дней назад, когда новый закон уже был опубликован (но, справедливости ради, не вступил еще в силу), известный журналист Ирина Ясина рассказала в своем блоге, как в аэропорту Челябинска ее неосторожно пересаживали из инвалидного кресла в авиационное - элементарно сделав больно. "Стюард Женя, милый человек, увидев это, немедленно налил мне шампанское. Стало лучше", - не без юмора заметила Ясина. Кстати, в зарубежных аэропортах персонал, помогающий инвалидам, вышколенный. Заботливый, предупредительный, без назойливости. И везде - на паспортном контроле, при посадке в самолет, при досмотре, при получении багажа - людям в колясках обеспечивают "зеленый коридор".
"В законе прописано требование, чтобы в каждом аэропорту были отработанные регламенты по встрече, проводам пассажиров с инвалидностью от места высадки из транспортного средства на привокзальной площади до места посадки в транспортное средство в аэропорту прибытия на всех этапах", - уточнил Терентьев.
Кроме того, закон отменил требование прежних правил перевозки информировать авиакомпании о том, что им предстоит перевозить инвалида, за 48 часов до полета. Эта норма признана "избыточной", поскольку если в аэропорту и в каждом самолетном экипаже будут специально обученные люди и необходимая техника, "заранее" готовиться к встрече таких пассажиров не понадобится.
В будущем минтранс должен разработать регламент для автоматизированной покупки и бронирования билетов, чтобы вся информация об особых потребностях при перевозке пассажиров с инвалидностью отражалась сразу же при покупке билета. Этот документ будет подтверждать, что человек сообщил о своем положении, а перевозчик эту информацию получил и обязан оказать услуги с учетом всех обстоятельств. Тогда уж точно никаких звонков "заранее" инвалиду не понадобится.
Домодедово
"В Домодедово уже 10 лет действует специализированное подразделение "Служба по обслуживанию пассажиров с ограниченной подвижностью", - сообщил "РГ" руководитель пресс-службы аэропорта Евгений Коноплев. - Сотрудники службы на безвозмездной основе обеспечивают максимально быстрое и комфортное прохождение необходимых формальностей (регистрация, таможенный и пограничный контроль, получение и оформление багажа) и сопровождают пассажиров до и от воздушного судна. В "арсенале" подразделения есть все необходимые технические средства, для того чтобы сделать пребывание пассажиров с ограниченными возможностями максимально комфортным.
Например, с помощью амбулифта пассажиры на колясках попадают на воздушное судно, минуя трап".
Для удобства инвалидов перед зданием аэропорта размечены специальные парковочные места. Уже несколько лет в здании аэровокзала оборудованы пандусы и туалетные комнаты. Центральная зона, а также зоны прилета и вылета международных и внутренних линий оборудованы просторными лифтами. На всех основных входах в аэропорт есть кнопки, при нажатии которых значительно замедляется движение двери.
В ноябре 2011 года в Домодедово впервые в России для слабослышащих людей установлена индукционная система, которая позволяет слышать оповещения и объявления во всех основных помещениях аэропорта. Трансляция объявлений воспринимается стандартными, широко распространенными слуховыми аппаратами, маркированными знаком "Т" (индукционная катушка).
Удобство пользования услугами аэропорта подтверждается статистическими данными по пассажиропотоку. Инвалиды нам доверяют. В 2012 году через Домодедово улетали и прилетали 36 711 пассажиров, что на 27,4% выше показателя 2011 года. За пять лет (с 2007 по 2012 год) количество пассажиров с инвалидностью увеличилось в три раза.
Шереметьево
В Шереметьево рекомендуют информировать компанию о том, что полет планирует инвалид, не менее чем за 72 часа до вылета (на сутки больше, чем в остальных аэропортах).
До аэропорта Шереметьево (как, впрочем, и до других московских аэропортов) можно добраться на скоростной электричке. Компания "Аэроэкспресс" помогает инвалидам на всем пути от терминала выезда до терминала прибытия электропоезда в Шереметьево. Чтобы получить помощь, нужно воспользоваться услугой "Персональный помощник". Для этого пассажиру или его сопровождающему необходимо заранее позвонить в справочную службу компании "Аэроэкспресс" по телефону 8-800-700-33-77 и сообщить планируемое время отправления поезда до Шереметьево. Вагоны электропоездов оборудованы для перевозки пассажиров на инвалидном кресле.
В самом аэропорту для удобства пассажиров с инвалидностью, либо тех, которым нужна медицинская помощь, предусмотрена возможность пройти таможенный, паспортный (для международных рейсов) и специальный контроль (по безопасности полета) прямо в медпунктах. На борт самолета, если человек не может воспользоваться обычным трапом, его доставит амбулифт (специальный автомобиль с подъемной кабиной).
При необходимости инвалида сопровождает не только сотрудник аэропорта, прошедший курс подготовки, но и медработник.
Внуково
Во Внуково разработали форму заявки на обслуживание маломобильных пассажиров. Отправить ее нужно по электронной почте по крайней мере за 48 часов до отъезда. Но, разумеется, можно воспользоваться и телефоном.
"За это время авиакомпания сообщит в аэропорт о том, что вам необходимо содействие. Это позволяет нам разработать порядок обслуживания, полно соответствующий вашим индивидуальным потребностям", - поясняют представители Внуково.
Здесь, кстати, заранее предупреждают, что для обеспечения безопасности полета выбор места для пассажиров с физическими или сенсорными ограничениями несколько ограничен. Например, инвалида не могут разместить у запасных выходов и на некоторых других рядах в самолете.
"Если по каким-либо причинам при бронировании вы не уведомили кассира о своих особых потребностях или вы желаете сделать это самостоятельно непосредственно перед полетом, то вы всегда можете связаться с нашим отделом по организации обслуживания маломобильных пассажиров", - говорят представители аэропорта.
В путешествии обязательно понадобятся документы на собаку-поводыря, медицинское свидетельство о наличии имплантированного кардиостимулятора (это необходимо для безопасного прохождения электромагнитной "рамки").
В аэропорту оборудована стойка для обслуживания маломобильных пассажиров. (Для тех, кто летает из Внуково, уточним, что она находится в левой части зоны вылета терминала А, на втором этаже). Кстати, чтобы ее легче было найти, к стойке от входа в терминал ведет яркая желтая полоса на полу.