Так, официальный Париж пытается уверить международное сообщество и, прежде всего, собравшихся в четверг на экстренный саммит лидеров латиноамериканских государств, что всему виной стало "запаздывание подтверждения о наличии разрешения на пролет в воздушном пространстве лайнера боливийского лидера". Правда, из этой туманной фразы остается не понятным, кто же виноват в инциденте - то ли сам Моралес, непредоставивший вовремя полетную информацию, то ли проявившие нерасторопность французские службы. Но поскольку, как утверждал министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, у них "никогда не было намерения запрещать полет лайнера Моралеса в своем воздушном пространстве", вывод напрашивается один - Париж рассчитывает переложить ответственность за громкую историю на "стрелочника" из числа лиц, отвечавших за перемещение главы Боливии.
Примерно с такими же путаными комментариями относительно разгоревшегося конфликта выступили представители Испании, которой уж точно из геополитических соображений было не с руки ссориться с латиноамериканским сообществом. Но, тем не менее, и она оказалась вовлечена в скандал. Уверен, что вскоре появятся не менее трогательные по своей наивности пресс-релизы из Италии и Португалии, закрывших свои воздушные гавани для Моралеса. Они также, наверняка, будут ссылаться на случайное стечение обстоятельств. Чем более жесткую резолюцию в четверг примут 12 стран-членов Союза южноамериканских наций в поддержку президента Боливии, тем больше сожалений прозвучит в связи с инцидентом из Европы. Хотя очевидно, что вопреки здравому смыслу ни одна из европейских столиц не сделает выводов из этой истории.
Не меньше вопросов вызывают действия Австрии, не постеснявшейся после посадки обыскать самолет главы латиноамериканского государства в поисках беглого экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена. Парадоксальность ситуации заключается в том, что Сноуден, ради задержания которого по просьбе американцев крупнейшие страны ЕС не постеснялись отказать самолету президента Боливии в дозаправке, по сути, раскрыл глаза на действия американской разведки европейским грандам. Ведь именно он первым, на основании документов, рассказал миру о том, как его бывшие коллеги шпионят за партнерами США по блоку НАТО, читают электронную почту, как рядовых жителей Европы, так и депутатов Европарламента. Но вместо благодарности за столь ценные сведения, европейские правительства, подобно второсортной колонии, взяли под козырек, услышав просьбу обыскать самолет Моралеса, прозвучавшую из Вашингтона. И это при том, что никаких противоправных действий в отношении европейских государств Сноуден не совершал, резолюций ООН не нарушал, и никаких санкционных решений Евросоюза в отношении бывшего цэрэушника также не принималось.
Но поведение декларирующих свою "независимость" от американской политики европейских государств еще раз наглядно продемонстрировало, кто хозяйничает в Старом Свете. Разумеется, любая страна вправе закрыть свое воздушное пространство из соображений безопасности или в силу высокого риска полета воздушного судна. Но чем угрожал безопасности Франции, Португалии или Испании самолет президента Боливии, независимо от того, находился на его борту Сноуден или нет? В тоже время, страны, отказавшие в пролете лайнеру боливийского лидера, подвергали несомненной опасности жизнь главы латиноамериканского государства, и предпринимали противоправные действия, не имея на то никаких весомых доказательств, кроме полученной из Вашингтона просьбы. Теперь же, когда выяснилось, что на борту президентского самолета Сноудена не было, они вынуждены приводить "детские" оправдания своим поступкам.
Инцидент с самолетом президента Боливии вновь продемонстрировал беспомощность международных законов, которые в США и Европе более не считают обязательными. Так что когда в Белом доме командуют "ап", европейские партнеры Америки, не задумываясь над последствиями, "берут барьер", чтобы заслужить похвалу.
Самолет президента Боливии Эво Моралеса с бортовым номером FAB-001 приземлился в австрийском международном аэропорту "Швехат" 2 июля в 21.44 по местному времени, сообщил "РГ" пресс-секретарь министерства внутренних дел Австрии Карлхайнц Грундбек.
Примерно в это же время на место событий прибыл посол Боливии. Президент Эво Моралес, министр обороны Рубен Сааведра, сопровождавшие боливийское руководство лица, а также члены экипажа вышли из самолета. В этом момент согласно установленной процедуре представители пограничной службы проверили у них загранпаспорта.
После этого полиция аэропорта обратилась к пилоту с просьбой досмотреть лайнер. После согласования с Моралесом и получения у него разрешения капитан воздушного судна такое согласие дал. Процедура была проделана в то время, когда боливийский президент и его спутники были уже в зале ожидания. Обыскивать самолет президента нельзя согласно международным нормам. Таким образом, самолет был досмотрен, а не обыскан. Это имеет принципиальное значение, поскольку обыскать можно и без воли на то вовлеченных в процесс лиц.
На следующее утро в "Швехат" прибыли президент Австрии Хайнц Фишер и министр иностранных дел Михаэль Шпиндельэггер. Они провели с президентом Моралесом короткую встречу незадолго до отлета боливийского лайнера. "В ходе добровольной проверки представители австрийских компетентных служб убедились, что на борту самолета нет никого, кроме граждан Боливии", - сообщил позднее журналистам Михаэль Шпиндельэггер.
С учетом незапланированной посадки в Вене самолета Эво Моралеса, а также прибытия в аэропорт первых лиц Австрии, меры безопасности были повышены. К дежурству были привлечены дополнительные наряды полиции.
Подготовил Александр Саможнев