03.07.2013 23:53
    Поделиться

    Анатолий Якунин: Мы с каждым месяцем раскрываем все больше преступлений

    Участковых освободили от бумажной рутины, чтобы они работали с населением
    В последние годы лицо столичного города заметно меняется. В том числе и обстановка на улицах с точки зрения безопасности горожан. Как удается поддерживать порядок и что беспокоит его стражей, об этом член президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский побеседовал с начальником Главного управления МВД по г. Москве Анатолием Якуниным.

    Анатолий Иванович, вы возглавили столичную полицию чуть больше года назад и наверняка успели досконально изучить все ее сильные и слабые стороны. Положа руку на сердце, какое направление деятельности Главного управления требует усиления в первую очередь, какой участок вас больше всего беспокоит? И еще. Вы уже почувствовали город, ощущаете его или пока относитесь к нему сугубо профессионально?

    Анатолий Якунин: В первую очередь я и должен относиться как профессионал к проблемам города, к тем задачам, которые передо мной поставлены руководством МВД. И, чтобы выполнить их, я, разумеется, как вы правильно выразились, должен почувствовать город, определить наиболее проблемные территории и принять соответствующие меры. В связи с этим мне пришлось внимательно изучить работу районных отделов полиции. Ведь это самое основное звено в системе органов внутренних дел, наиболее приближенное к населению. 80% всех обращений граждан обрабатывает именно районный отдел.

    По итогам проверок я принял решение назначить новых руководителей в ряде подразделений, для того чтобы вместе с ними вникнуть в проблемы их территорий. Благодаря произведенным назначениям и другим принятым мерам удалось, на мой взгляд, скорректировать работу этих подразделений, повысить оперативность реагирования сотрудников на просьбы людей.

    А беспокоят больше всего проблемы, которые сегодня являются актуальными и для москвичей, и для столичных правоохранительных органов. В первую очередь это организованная этническая преступность и нелегальная миграция. Мы реформировали подразделения уголовного розыска и экономической безопасности, создали отделы по документированию незаконной миграции, проводим другие мероприятия. Но здесь должен быть задействован весь инструмент государственной власти как законодательной, так и исполнительной.

    За последний год число преступлений в Москве, совершаемых жителями ближнего зарубежья, выросло на 42%, тяжких и особо тяжких - на 72%, в составе организованной группы - в 5,5 раза. Цифры вас не пугают?

    Анатолий Якунин: Все это появилось не сегодня и не вчера, а высокий рост этнической преступности зафиксирован в этом году потому, что учет ведется по раскрытым преступлениям, другого учета быть просто не может. А мы с каждым месяцем раскрываем все больше преступлений. Соответственно, уровень этнической преступности повышается.

    Цифра: 70 тысяч полицейских обеспечивают порядок и безопасность жителей в столице

    Мы же сами в этом виноваты. Сколько знаем случаев, когда хозяин нанял бригаду строителей, они построили дом, а он с ними не расплатился. А у них дома семьи, им нужно детей кормить, вот они и выходят на большую дорогу. Разве я не прав?

    Анатолий Якунин: Есть, конечно, и такие. Но в том-то и беда, что эти рабочие почти на 100% нелегальные мигранты, они сами изначально нарушили закон и миграционный режим, потому они не обращаются в правоохранительные органы. К тому же основной процент из тех, кого мы задерживаем, составляют уже закоренелые преступники, которые профессионально занимаются кражами, разбойными нападениями, в том числе и на перевозчиков денежных средств.

    То есть они уже приезжают с преступными намерениями?

    Анатолий Якунин: Увы, да. И таких, я думаю, где-то процентов 60, а возможно больше. И только где-то 20% совершают преступления из-за того, что их обманули, не заплатили и у них нет средств к существованию. Хотя даже это их не оправдывает. Есть другие способы добиться справедливости. Даже нелегальный мигрант может обратиться в правоохранительные органы и заявить на своего работодателя, если тот не заплатил за выполненный объем работ. И однозначно, государство встанет на защиту потерпевшего. Но, как я уже сказал, в подавляющем большинстве случаев они к нам не обращаются.

    А вам кадров хватает? Еще два-три года назад на работу в полицию брали всех, кто придет. А сегодня как?

    Анатолий Якунин: Сегодня, конечно, отбор ужесточен. Теперь в МВД делают упор не на количество, а на качество. Это правильно. Сейчас рассматривается вопрос об увеличении срока первоначальной подготовки с 4 до 10 месяцев.

    Я сторонник повышения профессионального уровня, а не увеличения штатной численности. Правда, полицейских много не бывает. Сегодня в столице сохраняется некомплект в пределах 4 тысяч. Пожалуй, решающую роль здесь сыграл денежный вопрос. Как ни странно, но в ходе реформы МВД в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области зарплата сотрудников практически не увеличилась, а в ряде случаев даже уменьшилась. И пока не решено, каким образом эти потери будут компенсироваться.

    Теперь на полицию возложена функция штрафовать тех, кто курит в неположенных местах, при этом в аэропортах и на вокзалах курительные комнаты закрыли. Представьте себе ситуацию: в туалет Казанского вокзала, где курят 20 - 30 мужиков, входит ваш 18-летний сотрудник, даже с напарником, и что они будут делать?

    Анатолий Якунин: На полицию возложена функция контроля, но я считаю, что это должна быть последняя стадия. Существуют Роспотребнадзор, другие контролирующие органы, в конце концов есть собственники, которые должны следить за тем, чтобы не курили в тех местах, где не положено. И только тогда, когда их полномочия заканчиваются и есть прямое неповиновение и неподчинение законным требованиям представителей власти или службы безопасности заведения, должны привлекаться полицейские. А если сегодня одни только полицейские будут бороться с курением, это неправильно.

    Ключевой вопрос

    80% времени участковые тратят на написание отказных материалов по мелким уголовным делам, вместо того чтобы налаживать работу на подведомственной территории. Неужели трудно передать бумажные функции районному управлению, чуть увеличив штат, чтобы участковый просто работал на земле, как в старые времена городовой?

    Анатолий Якунин: Мы приняли решение разгрузить участковых уполномоченных и передать полномочия по вынесению так называемых отказных материалов по целому ряду преступлений следователям и дознавателям. Участковые должны больше заниматься жилым сектором. Потому что там и нелегальные мигранты, и оружие, и наркотики, и многие преступления совершаются именно в быту.

    Сейчас идет процесс объединения участковых пунктов полиции с общественными пунктами охраны порядка на одной площадке, где будут размещаться председатель совета общественности, добровольная дружина и кабинет участкового. Они комплексно будут отвечать за вверенную территорию. В прошлом году мы практически полностью укомплектовали штат участковых уполномоченных, это была моя принципиальная позиция, потому что участковый - ключевая фигура в органах внутренних дел и от его профессионализма во многом зависит имидж всех сотрудников полиции. Чтобы улучшить качество работы этой основной службы, мы разместили на сайте обращение к гражданам с просьбой сообщать нам о деятельности их участковых уполномоченных. Когда поступило большое количество жалоб на хамское отношение со стороны участковых, на недобросовестное исполнение ими своих служебных обязанностей, я принял решение провести для всех участковых уполномоченных внеочередную переаттестацию. В ближайшее время мы ее закончим.

    Поделиться