Эксперт: Российскому автопрому будет легче конкурировать в условиях ВТО
Документ гарантирует компенсацию ввозных пошлин на автокомпоненты в 2018-2020 годах. Сейчас в соответствии с условиями порядка промышленной сборки комплектующие для продукции, классифицируемой товарными позициями 8701 - 8705 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС, куда входят легковые и грузовые автомобили, автобусы и спецтехника, ввозятся по преференциальным таможенным тарифам. После 1 июля 2018 г. в соответствии с договоренностями по присоединению России к ВТО такие льготы должны быть отменены, и при ввозе комплектующих предприятиям придется уплачивать ставку ввозной пошлины полностью.
Господдержка также будет оказываться компаниям для сохранения условий инвестпроектов в случае, если до 1 февраля следующего года вступят в силу законы, вводящие обязательные платежи в федеральный бюджет (за исключением налоговых), увеличивающие их размер или изменяющие порядок их уплаты, либо отменяющие льготы, связанные с такими платежами. Норму предлагается применять при составлении и исполнении бюджета с 2014 года до 2020 года включительно.
"Снижение пошлин на ввоз импортного газового оборудования в первую очередь важно с точки зрения привлечения технологий международных производителей для повышения безопасности и надежности техники, работающей на газе, - пояснили "РБГ" в Группе ГАЗ. - Сейчас для производства легких коммерческих автомобилей на сжиженном (LPG) и сжатом (CNG) природном газе автозавод закупает газобаллонное оборудование итальянского производства. Таможенная ставка на его подкомплекты варьируется от 5% до 15%, что составляет около 1,2 тыс. руб. на один автомобиль". Соотношение комплектующих, которые предприятие производит самостоятельно и покупает на стороне (и в РФ, и за рубежом), зависит от конкретной модели. Это соотношение - приблизительно 50 на 50. Львиная доля закупок компонентов по автобусам - на предприятиях России.
По V-образным двигателям ЯМЗ закупается "на стороне" около 20% комплектующих, но опять-таки в основном домашнего производства. А вот для новой линейки двигателей ЯМЗ-530, как сообщил директор проекта ЯМЗ-530 и ОМ-646 компании "Автодизель" Руслан Греков, из-за рубежа ввозится уже 70% компонентов.
Кстати, помимо субсидирования ввозных пошлин российский автопром станет получать и другую поддержку. В частности, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", рассчитанной до 2020 года. В подпрограмме заложена бюджетная помощь отрасли в размере 72 млрд руб. Деньги пойдут на субсидирование процентных ставок по кредитам, развитие НИОКР по ключевым направлениям, поддержку автокредитов потенциальным покупателям легковушек и т.д. После 2015 года объем федеральных ассигнований при верстке бюджета, возможно, будет скорректирован в большую сторону. Помимо этого, российский автопром получит помощь из внебюджетных источников - 866,6 млрд руб. А это уже сумма, тождественная амбициозным задачам. Ожидается, что доля добавленной стоимости в отечественном автопроме к 2020 году поднимется с 21 до 48% (до 2,2 трлн руб.), что повысит налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. Подрастут объемы выпуска продукции всех мастей, и к отчетной дате доля российских легковушек на внутреннем рынке составит 80% (сейчас 68), легких коммерческих авто - 90 (81), грузовых 85% (65), автобусов - 99%(69). При этом объемы экспорта увеличатся до 12% с нынешних 7%, а импорта, наоборот, снизятся на 20% (в денежном выражении).
Тем не менее пока без импорта некоторых компонентов не обойтись. Чтобы облегчить этот процесс, ФТС создала "зеленый" сектор для юридических лиц, которые ввозят компоненты для промышленной сборки транспортных средств. "Средний срок выпуска у этих предприятий сократился с 18 до 7 часов. Доля товаров с таможенным досмотром уменьшилась в 36 раз и сейчас не превышает 0,1%", - сообщил "РБГ" начальник управления рисков и оперативного контроля ФТС России Борис Шкуркин.