10.07.2013 23:43
    Поделиться

    Страховщики нашли новые способы заработка на автовладельцах

    Страховщики нашли новые способы заработать на ОСАГО и КАСКО

    Новые уловки придумывают некоторые страховые компании в связи с появлением единой базы данных, а также электронным контролем за техосмотром. Теперь автовладельцу приходится более серьезно относиться к выбору страховщика или агента. А лучше самому знать все особенности обязательного страхования. Вот какие уловки испытала на себе корреспондент "РГ".

    Принуждение к техосмотру

    - Добрый день, у вас страховочка кончается, - ласково пропела телефонная трубка. - Приезжайте, мы уже выписали новый полис.

    Уже много лет в июне одна из страховых компаний так напоминает о себе. Клиентом я считаюсь, судя по всему, любимым. Это означает, что деньги страховщикам плачу регулярно, вожу аккуратно. В ДТП за 15 лет попала всего 3 раза, и те по вине других водителей. То есть страховщики, получая мои кровные, на моей машине не разоряются.

    - Забыла напомнить, - продолжила трубка, - когда придете за полисом, надо будет пройти техосмотр.

    - Но он у меня есть. Машина при покупке получила талон сразу на 3 года. И срок его действия заканчивается в декабре 2013-го.

    - Нет, это не считается. У вас же машина 2010 года выпуска, значит, 3-летний срок закончился, - резюмировала трубка. - И не спорьте. Это раньше, когда этим занималась ГАИ, там месяцы считали. А теперь считают только годы. Так что ваши уже истекли.

    Утром в офисе страховой компании я оказалась первым клиентом.

    - Как у нас с осмотром? - поинтересовалась страховщица. - Без него полис не отдам.

    Вопрос о том, в каком законе это прописано, ее не сильно смутил.

    - Это были не законы, - поправилась страховая дама, - а требования правительства.

    - Требований правительства не бывает. Есть постановления, есть распоряжения. Номер документа, где сказано, что месяцы не считаются, можно узнать?

    В офисе наступила гнетущая пауза. Из закутка, где за стеклом сидит руководитель, раздалось громкое покашливание.

    - Ну ладно, - неожиданно смилостивилась страховая дама. - Берите свой полис.

    Вряд ли это ошибка страхового агента, раз уже не первого клиента отправляют на техосмотр с действующим полисом. Скорее, стоит подозревать в этом или политику самой компании, или конкретного ее филиала, у которого есть договоренности с оператором техосмотра. Ведь, по сути, отказ в выдаче полиса и направление на техосмотр - это нарушение закона. Да, год назад была норма, по которой страховщик не мог продать полис ОСАГО, если до истечения срока действия талона техосмотра оставалось менее 6 месяцев. Но эта норма давно отменена. В случае аварии, если выяснится, что у автомобиля не было действующего ТО, страховщик может выставить автовладельцу регресс. Но не продавать полис он просто не имеет права.

    Когда бонус совсем малус

    Еще один подвох, которым стали пользоваться страховые компании: расчет коэффициента бонус-малус. Это скидка за безаварийную езду или, наоборот, своеобразный штраф за аварию. Раньше главным аргументом для его точного расчета был полис.

    С начала года Российский союз автостраховщиков запустил в эксплуатацию единую базу данных - АИС ОСАГО. В нее заносятся все действующие и ушедшие за 2 года в историю полисы со всеми убытками. Именно на основе этой базы данных страховые компании и назначают новый коэффициент бонус-малус. Но некоторые страховщики стали заявлять клиентам, что их данных нет в АИС ОСАГО, а значит, коэффициент будет "1", даже если у них 7 лет безаварийного стажа.

    Сам водитель не может проверить свою историю и поспорить со страховщиком о присвоенном ему коэффициенте. Как пояснили в РСА, процесс запуска любой масштабной IT-системы в эксплуатацию всегда трудоемкий и предусматривает несколько этапов. На 1-м этапе в нее был загружен огромный объем данных (полная информация о 80 млн договоров ОСАГО, заключенных в 2011-2012 гг.). Сейчас она работает в штатном режиме, и компании продолжают передавать сведения обо всех заключаемых договорах. РСА проверяет чистоту базы, сверяет исторические данные с сегодняшними. В будущем союз обещает предоставить всем страхователям возможность самостоятельно в режиме онлайн проверить свой коэффициент.

    Резюме

    А пока небольшой расчет. У меня машина мощностью 148 л.с., я живу в Москве, мой возраст более 22 лет, стаж больше трех. Сейчас у меня 10-й класс, т.е. коэффициент бонус-малус равен 0,65. В итоге страховка мне обходится в 3600 рублей. Через 3 года безаварийной езды я буду платить 2770 рублей.

    Если вдруг мне присваивают 3-й класс, т.е. коэффициент "1", то я должен буду заплатить за полис уже 5,5 тыс. рублей. Разница - 1900 рублей. Чтобы дойти до того же класса, что у меня сейчас, мне потребуется 7 лет безаварийной езды. Только за новые 7 лет я переплачу 8 тыс. рублей за ОСАГО. Не такая уж дешевая шалость получается. Тем более если вам компания присвоила "1", то в дальнейшем все от нее плясать и будут.

    Потому если вы знаете, что не совершали аварий, а вам говорят, что, судя по базе, у вас "3-й класс" - идите в другую страховую. Возможно, у нее более правильная база. А добиваться справедливости можно будет, лишь когда доступ к АИС ОСАГО предоставят самим автовладельцам, и они смогут сами ознакомиться со своей страховой историей.

    Кстати

    Недействующий техосмотр - другая уловка, которой стали пользоваться страховщики. Например, вы пришли покупать полис, предъявили талон техосмотра или диагностическую карту, а страховщик вам заявляет, что этого документа нет в базе. Потому, если что произойдет, он может возложить оплату на вас, так что лучше пройти техосмотр у их оператора.

    И тут страховые компании лукавят. Как пояснили "РГ" в РСА, сегодня в реестре операторов ТО, размещенном на сайте РСА, 2500 организаций. Пройти техосмотр и получить диагностическую карту можно в любой из них. При этом операторы обязаны вносить в единую базу данных ЕАИС ТО информацию обо всех автомобилях, прошедших техосмотр. Контроль за этой базой возложен на МВД. Именно из нее РСА получает данные и передает информацию страховым компаниям.

    Но не все операторы техосмотра передают эти данные вовремя. К тому же даже по закону у них довольно длительный лимит времени на передачу этих данных - 15 дней. Если по какой-то причине аккредитованный оператор не внес в базу информацию, то у страхователя должна быть на руках диагностическая карта, которая обязательно выдается при прохождении техосмотра. Этого документа достаточно для покупки полиса, заверили нас в РСА.

    Поделиться