В Казани есть возможность увидеть и оценить все самому. Правда, простой журналистской аккредитации для того, чтобы попасть на территорию Универсиады, недостаточно. За 24 часа до планируемого визита необходимо подать заявку на так называемый "villagepass", пропуск, дающий право посещения деревни на один день. Причем в одиночку гостей не пускают: обязательно наличие сопровождающего. На КПП проверяют также строго, как и на всех объектах студенческих игр: просят включить ноутбук, фотоаппарат и телефон.
Деревня Универсиады-2013 представляет собой огромный прямоугольник площадью 53 гектара и делится на две зоны. Большинство посетителей деревни, как правило, не проходят дальше международной зоны. Если не считать поликлинику, почти вся территория здесь отдана Международному информационному центру (МИЦ). Изнутри он чем-то напоминает аэропорт, только без выходов на посадку.
МИЦ еще называют "кремлем Универсиады": в нем сосредоточена административная и общественная жизнь студенческих Игр. На этажах здания, кстати, самого высокого в деревне, базируются штаб Международной федерации студенческого спорта (ФИСУ), главный аккредитационный центр, главный информационный центр, Центр религий и многое другое.
Ну вот мы и в жилой зоне деревни Универсиады! Со ступенек МИЦ открывается вид на роскошную аллею флагов, за которой виднеются спортплощадки. А нас ведут в главную достопримечательность деревни - ресторан, где питаются все спортсмены.
Он представляет собой гигантский шатер, в котором одновременно могут обслуживаться 3,5 тысячи посетителей. На входе нас встречает хозяйка заведения Муслима Латипова, занимающая должность гендиректора известной сети супермаркетов домашней еды.
По нормам ФИСУ, в ресторане подаются блюда пяти кухонь: национальной, азиатской, халяль, европейской плюс фастфуд.
- Всего у нас работают 1736 поваров, - рассказывает Муслима. - Набирали со всей республики. Причем на ответственный участок, где идет подготовка и доготовка, мы подбирали поваров только высшего разряда.
Контроль качества строжайший: сутки напролет в зале дежурит пост Роспотребнадзора, который образцы всех блюд забирает на пробы в лаборатории. Для сознательных спортсменов имеется диетсестра: у нее всегда можно получить рекомендации по приему пищи.
Надо сказать, что Латипова и ее подчиненные со своим делом справляются отлично. Все спортсмены единодушны: кормят здесь очень вкусно.
Американские фехтовальщики Эшли Северсон и Пати Нараян признаются, что перепробовали все кухни и остановили свой выбор на российской. "Если честно, не ожидала, что она будет столь хороша", - улыбается Эшли.
Представители корейской делегации солидарны с американцами: "Есть там такие пирожки, с мясом и картошкой, вот они очень вкусные".
Следующий пункт нашей программы - Центр религий. Наличие подобного института - также требование ФИСУ к Оргкомитету. В Казани к этому пункту подошли основательно. В деревне кров нашли шесть конфессий: православие, католичество, протестантизм, мусульманство, иудаизм и буддизм. Еще за полгода до открытия Центра все заинтересованные лица собрались, чтобы обсудить, как делить одну крышу на двух этажах.
Первой у нас на пути, в итоге, оказывается синагога. Любопытно, что в отличие от нас спортсмены из израильской сборной сюда еще не заглядывали. Другое дело, мусульманская комната, куда на начало Рамадана пришло сорок человек. Статус самого посещаемого места наряду с мусульманами делит католический мини-костел. Чуть ранее нас сюда заглянул президент ФИСУ Клод-Луи Гальен, а на следующий день планировался визит сборной Мексики по футболу.
На протяжении всей экскурсии я тщательно обдумывал план проникновения в жилые корпуса. Посторонним туда ход заказан, если только спортсмен не приглашает. В результате все решилось само собой. Проводить в жилой дом вызвался мэр деревни Фарид Абдулганиев.
Высокий, в костюме с иголочки Фарид с удовольствием рассказывает мне по пути о принципах расселения спортсменов: "Во время предыдущей Универсиады мы провели встречи со всеми делегациями и записали их пожелания, с кем бы они хотели жить по соседству. Обычно называли страны по географическому признаку. У нас, например, в соседях белорусы и казахстанцы. В любом случае деревня небольшая, поэтому все мы вместе".
Сборная России живет в 15-этажном корпусе, самом большом из 28 жилых домов на территории деревни. Это и понятно: наша делегация на соревнованиях - самая многочисленная. У входа доска объявлений: на листочках - поздравления призерам. Две спортсменки запускают нас в гости. Мы оказываемся в гостях у олимпийских чемпионок в синхронном плавании Аллы Шишкиной и Саши Пацкевич. Девушки охотно демонстрируют свежевыигранные золотые медали Универсиады. На вопрос о том, нравится ли им их комната, кажется, отвечают искренне.
- А почему бы и нет. Здесь есть кондиционер, а вот в Лондоне его не было, - приводит весомый аргумент Алла. - И потом мы делим на двоих трехместный номер, нам жаловаться не на что.
Некоторые живут в деревне по трое и даже четверо. "По сколько человек будет жить в одной комнате, от четырех до одного, решает глава делегации, - поясняет мне мэр. - Мест вообще достаточно. Мы единовременно можем разместить 11,5 тысячи людей. Сейчас у нас, к слову, один из пиков: количество жителей деревни приближается к 9,8 тысячи человек.